Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Изучение межличностных отношений старших подростков

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе. Психологические особенности детей старшего подросткового возраста. Организация и результаты психологического исследования межличностных отношений старших подростков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования Российской Федерации

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Изучение межличностных отношений старших подростков

Чита, 2012 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Подходы к межличностным отношениям. Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе

1.1 Определение межличностных отношений

1.2 Виды межличностных отношений

Глава 2. Межличностные отношения в старшем подростковом возрасте

2.1 Психологические особенности детей старшего подросткового возраста

2.2 Организация и результаты исследования межличностных отношений старших подростков

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования.

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Общение - это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.

Межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система «человек - человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Это в полной мере имеет отношение к детям разных возрастов.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К 13-14 годам происходит переориентация подростка и юноши со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно (исследования Г.С. Абрамовой, Н.А. Амрекулова, Л.Д. Столяренко, Е.И. Рогова, Дж. Морено и др.)

В российской психологической литературе тема межличностных отношений подростков и юношей исследована недостаточно, не раскрыты особенности межличностных взаимоотношений детей данного возраста, в целом исследуемая тема изложена не систематично и кратко. Учитывая это, тема «Изучение межличностных отношений старших подростков» является актуальной для исследования.

Цель курсовой работы: изучить межличностные отношения старших подростков в классе.

Объектом исследования являются межличностные отношения и общение.

Предмет исследования - дети старшего подросткового возраста (8 класс, Подойницинская средняя школа).

Задачами исследования являются:

Дать определение межличностных отношений.

Раскрыть виды межличностных отношений.

Рассмотреть психологические особенности детей старшего подросткового возраста.

Провести и описать практическую работу по изучению межличностных отношений старших подростков.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Подходы к межличностным отношениям. Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе

1.1 Определение межличностных отношений

В 1920-1930 годы произошел расцвет социальной психологии, выясняющий закономерности межличностных отношений и становится ведущим направлением в США, Англии, Германии, Франции, Японии. В центре внимания оказалась малая группа. Сплоченность малых групп, устойчивость их структуры против воздействующих вил, эффективность деятельности группы в зависимости от ее размера, от стиля руководства конфликтность личности в группе или независимость ее от группы, а также другие проблемы межличностных отношений - все это стало предметом экспериментального исследования и образовало специальный раздел социальной психологии - изучение групповой динамики (1, 9).

В американской социальной психологии нет единой теоретической основы для понимания различных феноменов. Они сводятся по существу к механическим зависимостям: группа давит, а члены группы подчиняются групповому давлению; к одним группа тянется, от других же отталкивается или их выталкивают; если число контактов внутри группы увеличивается, то группа сплачивается, если же увеличивается число ее членов, то групповые связи рвутся.

Наследники бихевиаризма готовы видеть в любой группе механический агрегат внешне связанных и взаимодействующих между собой индивидов. А значит ли это, что и в коллективе тоже? Здесь происходит методологический водораздел между зарубежной и нашей психологической наукой. Опыт формирования коллективов, и прежде всего опыт деятельности А.С.Макаренко стал общепринятым в советской психологии. В 60-е годы идет интенсивное изучение социально-психологической проблематики жизни коллективов. Отличия коллектива от малой группы осмысливались в плоскости социальных построений, но меньше внимания им уделяли в сфере исследования, изучающего своеобразие механизмов межличностных взаимоотношений в коллективах по сравнению с другими группами. Среди американских социально-психологических исследований выделяются работы, направленные на изучение малых групп, контактных общностей, где осуществляются взаимоотношения и взаимодействия индивидов (Р. Бейтс, А. Зандер, Д. Картрайт и др.)

Малая группа рассматривалась в свете отношений преимущественно эмоционального характера (симпатия, антипатия, безразличие и т.д.)

С точки зрения этой теории малая группа - группа лиц, связанных друг с другом в течение какого-то периода (Г. Хоманс); некоторые объединения взаимодействующих людей, находящихся в непосредственном контакте (лицом к лицу) или серии контактов, так, что у каждого члена осуществляется перцепция (восприятие) всех остальных (А. Хейр). Но она сопровождалась критикой. Так, спиритуалистические построения Дж. Морено по поводу потока «теле», якобы создающую иррациональную Мистическую основу для межличностного общения в малых группах, подверглась критике. Некоторые наши психологи считали, что закономерности, выявленные в группах, пригодны для объяснения взаимосвязи в любых группах, даже в коллективах.

На 19 конгрессе Петровский А.В. представил доклад «Конформизм и коллективизм», с которого началось исследование личности в коллективе.

Также проблема отношений в значительной степени разработана в работах В.Н. Мясищева. Он считает, что роли объектов строго распределены (5,70). Человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Их различают на общественные и межличностные.

Общественные строятся (экономические, политические, социальные) на основе положения, занимаемого в системе общества, носят безличный характер. Их сущность во взаимодействии конкретных ролей. Человек выполняет несколько социальных ролей (шофер, отец, футболист). Общественные отношения приобретают «личную окраску». Каждый проявляет индивидуальные характеристики. Нет шаблона поведения, но его называют «стилем исполнения роли» - «диапазон возможностей». Этот диапазон является основой для построения межличностных отношений (5,72).

Некоторые считают, что межличностные отношения находятся в одном ряду с общественными (Кузьмин), другие - как отражение в сознании общественных отношений (Платонов) и т.д. Андреева считает, что они возникают внутри каждого вида общественных отношений. Важнейшая отличительная черта межличностных отношений от общественных - эмоциональная сфера. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Различают три вида или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции, чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений. Обычно характеризуется третий компонент - чувства. Их две группы: 1) конъюнктивные - сближающие, объединяющие людей; 2) дизъюнктивные - разъединяющие людей. Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи людей. На содержательном уровне межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые или с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга.

Общение людей друг с другом осуществляется в группах. Они бывают большие и малые. К большим относятся государства, нации, партии, социальные общности.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (5, 8).

Малые группы - немногочисленные объединения людей, члены которого имеют непосредственный контакт друг с другом и общую цель (2, 444).

Эти группы от 2-3 человек до 30-40 человек. К малым группам относятся семья, учебная группа, объединение близк...

Другие файлы:

Развитие межличностных отношений подростков
Исследование межличностных отношений в работах психологов. Особенности межличностных отношений подростков. Психологический климат группы. Влияние стил...

Особенности межличностных отношений подростков с девиантным поведением
Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений подростков. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения. П...

Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков
Социально-педагогическое содержание понятия "подросток", "подростковый возраст", "подростковые общества". Социальная педагогика как отрасль системы во...

Гендерные особенности межличностных отношений подростков
Социально-психологический подход к изучению проблемы межличностных отношений школьников разного возраста. Индивидуализация воспитательного процесса с...

Теоретические основы изучения особенностей межличностных отношений
Межличностные отношения как психологический феномен. Формирование личностных характеристик детей. Описание методик эмпирического исследования по изуче...