Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические особенности личности подростков с компьютерной зависимостью

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Характеристика видов аддикции. Типология компьютерных игр. Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения. Причины и механизмы формирования компьютерной зависимости у подростков. Психодиагностические методы исследования личности подростка.
Краткое сожержание материала:

39

Размещено на

Размещено на

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Факультет психологии и д. п.

Кафедра социальной и педагогической психологии

Курсовая работа

Психологические особенности личности подростков с компьютерной зависимостью

Исполнитель:

студент группы ПС-32 Васькова Ю.В.

Научный руководитель:

ассистент Воронина Ю.А.

Гомель 2012

РЕФЕРАТ

Курсовая работа 35 страницы, 4 таблицы, 8 приложений, 25 источников.

Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, компьютерная зависимость, компьютерные игры, Интернет, ролевые игры, неролевые игры, подростковый возраст, подросток, личность подростка, механизмы формирования компьютерной зависимости, психодиагностические методы исследования.

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: психологические особенности подростка с компьютерной зависимостью.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, 16- факторный опросник Р. Кеттелла.

Цель курсовой работы: изучение личности подростков с компьютерной зависимостью.

Задачами курсовой работы являются: 1) изучение компьютерной зависимости, причины ее формирования, механизмы формирования компьютерной зависимости у подростков. 2) эмпирическое исследование личности подростков с компьютерной зависимостью.

Выводы: в первой главе было рассмотрено аддиктивное поведение в целом и его виды. Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания.

Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности, обыденности, обязанностей и проблем. Компьютерные технологии и компьютерные игры становятся все более доступными и разнообразными, что способствует увеличению людей страдающих компьютерной зависимостью и зависимостью от Интернета.

В настоящее время компьютерной зависимости больше всех подвержены дети и подростки. Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками. В формировании компьютерной зависимости участвуют два механизма: уход от реальности и принятие роли.

Во второй главе были рассмотрены психодиагностические методы исследования личности подростка. Также было проведено исследование, в котором принимало участие 50 подростков от 14 до 17 лет. Целью данного исследования было выявить подростков, находящихся на стадии увлеченности, и подростков с компьютерной зависимостью. С помощью 16-факторного опросника Р. Кеттелла было выявлено, что подростки с компьютерной зависимостью обладают сниженным самоконтролем, внутренней конфликтностью представлений о себе, плохо контролируют свои эмоции и поведение, неорганизованны и недисциплинированны. Им свойственна повышенная тревожность, ранимость.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1 Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения

1.2 Причины и механизмы формирования компьютерной зависимости у подростков

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ

2.1 Психодиагностические методы исследования личности подростка

2.2 Результаты эмпирического исследования личности подростков с компьютерной зависимостью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Современный мир богат открытиями и достижениями. Технический прогресс набирает все большие обороты. Однако постоянными спутниками нашей жизни стали всевозможные стрессы, депрессии, пагубные привычки и зависимое поведение. Отклоняющееся от нормы поведение всегда вызывало интерес у специалистов широкого круга: психологов, врачей, педагогов, социологов, работников правоохранительных органов.

Из отклоняющегося поведения можно выделить подгруппу так называемого зависимого или аддиктивного поведения личности. В настоящее время проблеме зависимого поведения уделяется пристальное внимание.

Аддиктивное поведение сегодня является проблемой подавляющего большинства населения развитых стран. В основе поведения аддиктивной личности лежит стремление к уходу от реальности, страх перед рутиной и повседневностью, наполненной обязанностями жизнью, склонность к поиску новых эмоциональных переживаний и неспособность быть ответственным за что-либо.

В связи с возрастающей компьютеризацией современного общества стала актуальна проблема компьютерной зависимости. В рамках отечественной психологии интерес к этой проблеме возник сравнительно недавно.

Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу же нашли множество поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым прорывом в области компьютерных технологий растет количество людей, которых называют “компьютерными фанатами” или “геймерами” (от английского “game”- игра).

На данный момент очень популярны игры в режиме онлайн. Это особенная разновидность игр, которая сочетает в себе игру и непосредственное общение с другим человеком или даже с несколькими. Этим они и привлекают к себе огромное количество пользователей. К таким играм относятся Lineage II, World of Warcraft, Aion, Perfect World и другие.

С появлением всемирной информационной паутины (Интернет) стало возможным найти для себя любую интересующую информацию и появилась возможность общения с другими людьми на большом расстоянии. Однако множество людей начинают заменять реальную жизнь на виртуальные отношения и знакомства.

В настоящее время компьютерной зависимости подвергаются наиболее часто дети и подростки. Проблемы ухода в виртуальный мир могут быть разнообразными: конфликтные взаимоотношения с друзьями и одноклассниками, непонимание и недостаток внимания со стороны родителей, эмоционально-психологическое напряжение.

Цель курсовой работы: изучить на основе литературных источников личность подростков с компьютерной зависимостью.

Объектом исследования является личность подростка.

Предмет исследования - психологические особенности личности подростка с компьютерной зависимостью.

Методы исследования - теоретический анализ литературных источников, 16-факторный опросник Р. Кеттелла.

1. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1 Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения

Аддикция - (addiction) - состояние зависимости, развивающееся в результате привыкания [3, с.592].

Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания.

В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются фармакологические или химические, субстанциональные и пищевые зависимости. Фармакологические (химические) подразумевают под собой такие зависимости, как наркотизм (наркомания), алкоголизм, табакокурение, токсикомания. Субстанциональные включают в себя компьютерные, игорные зависимости, эмоциональные созависимости (секс- и любовные зависимости), трудо- или работоголизм и многие другие. Пищевые зависимости говорят сами за себя.

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

1. Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и т.д.)

2. Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.)

3. Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Посадив человека на "эмоциональный крючок" им очень легко управлять. Эмоции являются составной частью зависимости. Человек фактически зависит не от препарата, а от эмоций. И, как ни парадоксально, в первую очередь важна не модальность эмоции (положительная или отрицательная), а ее интенсивность. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость [4, с.19].

Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева выделяют следующие виды аддикций:

Другие файлы:

Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью
Проблема развития Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью в различных направлениях психологии. Зависимое поведение как психологичес...

Психологические особенности одиночества у подростков
Характеристика одиночества как социальной проблемы. Анализ основных типов одиночества. Психологические особенности подросткового возраста. Высокая кон...

Проблемы семей имеющих подростков
Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте. Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования лично...

Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков, увлеченных компьютером
Исследование психофизиологических особенностей подросткового возраста. Анализ проблемы увлечения подростков компьютерными играми и Интернетом. Понятие...

Психологический анализ стратегий общения подростков в Интернет-сообществах
Психологические особенности коммуникации в Интернете. Факторы привлекательности общения в нем для подростков. Изучение стратегии общения подростков в...