Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
"Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины"
Факультет психологии и педагогики
Кафедра психологии
Курсовая работа
Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью
Гомель 2011
Содержание
- Введение
- 1. Проблема развития Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью в психологии
- 1.1 Проблема Я-концепции в различных психологических направлениях
- 1.2 Развитие Я-концепции в подростковом возрасте
- 1.3 Зависимое поведение как психологический феномен
- 1.4 Игровая компьютерная зависимость как новый вид зависимого поведения
- 1.5 Теоретический анализ проблемы Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью
- 2. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью
- 2.1 Организация и методики исследования
- 2.2 Особенности Я-концепции подростков с компьютерной игровой зависимостью
- 2.3 Рекомендации психолога по профилактике и преодолению игровой компьютерной зависимости у подростков
- Заключение
- Список использованных источников
Введение
В современном мире с его выдающимися открытиями и достижениями, возрастающей компьютеризацией стала актуальной проблема игровой компьютерной зависимости, или зависимости от компьютерных игр. Компьютерные игры могут увлечь детей и подростков до самозабвения, до полного смешения реального и компьютерного мира и даже вытеснения первого последним.
Игровая компьютерная зависимость рассматривается в качестве нового вида аддиктивного поведения личности. Данный вид зависимости определяется рядом исследователей (А.Г. Шмелев, Е.В. Змановская и др.) как аутодеструктивное, саморазрушающее поведение, угрожающее целостности и развитию личности, приводящее к серьезным изменениям в самооценке и самосознании [1, 2, 3].
Я-концепция как представление, совокупность знаний о себе рассматривается в отечественной психологии на уровне самосознания. В подростковом возрасте самосознание активно развивается, вырабатывается собственная система эталонов самооценивания и самоотношения, развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость. По Ананьеву, в его сознании происходит постепенный переход от внешних оценок к внутренним. Таким образом, у подростка формируется своя Я-концепция, которая определяет дальнейшее построение поведения.
Недостаточная разработанность данной проблемы в теоретическом и методологическом аспектах, а также ее практическая значимость подтолкнули нас к проведению психологического исследования особенностей Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью.
Цель исследования: выявить особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать и обобщить основные подходы в изучении феномена Я-концепции, а также в изучении проблемы аддиктивного (зависимого) поведения в целом, и игровой компьютерной зависимости в частности;
2) определить особенности развития Я-концепции в подростковом возрасте;
3) выявить особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью.
Объект исследования: Я-концепция подростков.
Предмет исследования: особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выделяются психологические особенности и существенные характеристики развития Я-концепции в подростковом возрасте, их соотнесение с игровой компьютерной зависимостью.
Практическая значимость исследования, в свою очередь, состоит в том, что материалы исследования можно использовать для проведения соответствующей психопрофилактической, психокоррекционной работы, т.е. работа психолога по отношению к людям с игровой компьютерной зависимостью может заключаться в предупреждении возникновения такой зависимости и в помощи тем, кто является зависимым по отношению к компьютерным играм.
Новизна исследования связана с тем, что на сегодняшний день не вполне выявлена сама природа игровой компьютерной зависимости. Не изучены психологические механизмы и причины возникновения зависимости, что приводит к тому, что невозможно эффективно помогать людям с игровой компьютерной зависимостью.
1. Проблема развития Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью в психологии
1.1 Проблема Я-концепции в различных психологических направлениях
Интерес человека к самому себе, к своему "Я", его внутренний мир и самосознание, всегда были предметом особого внимания. Процесс становления человеческой личности включает в себя, как неотъемлемый компонент, формирование сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность осознает не только окружающих, но и себя в своих отношениях с ними. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к "Я", то нельзя и отделять одно от другого [4].
В зарубежной литературе основной акцент делается на развитие и формирование самосознания, исследуется также связь самопонимания и поведения, а в отечественной психологии самосознание рассматривается в контексте деятельности. Однако определение самосознания практически не раскрывается или раскрывается очень обще, со стороны "образа Я" или самоотношения, а значит, самосознание как самостоятельный предмет пропадает. В литературе для обозначения указанного образования используются разные термины: Я-концепция, "образ "Я", представление о себе и другие. Попытки соотнесения этих терминов пока не привели к их строгой терминологической дифференциации, часто они употребляются как синонимы [5]. В нашей работе мы будем использовать термин Я-концепция.
Содержание и объем понятия Я-концепции до настоящего времени остается дискуссионным. Вклад в исследование этого феномена внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов Я-концепции, и изучающих его с различных позиций, таких, как: У. Джемс, Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В. В Столин, С.Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон.
В зарубежной литературе по темам, имеющим отношение к психологии сознания, можно выделить основные подходы к изучению феномена Я-концепции.
У. Джемс, представитель функционалистского направления в психологии, первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, "личностное Я" он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются "Я-сознающее" и "Я-как-объект". Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт ("Я-сознающее"), а другие - содержание этого опыта ("Я-как-объект"). "Личностное Я" - это всегда одновременно и "Я-сознающее" и "Я-как-объект". По мысли У. Джемса, "Я-как-объект" - это все то, что человек может назвать своим. В этой области У. Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: "духовное Я", "материальное Я", "социальное Я" и "физическое Я" [6, с.47].
Представитель интеракционистского подхода, Ч. Кули, первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном "Я".Ч. Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. "Зеркальное Я" возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется методом проб и ошибок процесса, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли [6, с.85].
Дж. Мид, который также является представителем интеракционистского подхода, считал, что становление человеческого "Я", как целостного психического явления, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают "Я-сознающее" и "Я-как-объект" [6, с.94].
В дальнейшем последователи символического интеракционизма, такие, как М. Кун, А. Роуз, Леви-Стросс, Т. Шибутани и т.д. продолжили разработку проблем, которые ставили перед собой эти ученые.
Другой подход к изучению "Я" предлагается психоаналитической школой.
В своей эпигенетической теории Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает Я-концепцию сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Эго-идентичность индивида во...
Социально-педагогическая работа по предупреждению и преодолению игровой компьютерной зависимости подростков: инновационный проект
Игровая компьютерная зависимость как форма аддиктивного поведения. Особенности, причины и последствия игровой компьютерной зависимости подростков. Про...
Психологические особенности личности подростков с компьютерной зависимостью
Характеристика видов аддикции. Типология компьютерных игр. Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения. Причины и механизмы формирования к...
Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков, увлеченных компьютером
Исследование психофизиологических особенностей подросткового возраста. Анализ проблемы увлечения подростков компьютерными играми и Интернетом. Понятие...
Влияние компьютерной деятельности на межличностное общение подростков
Определение понятий "компьютерная деятельность" и "общение подростков". Выявление социального статуса подростков и их включенности в компьютерную деят...
Особенности ценностно-смысловой сферы у подростков с разным уровнем компьютерной грамотности
Ознакомление с содержанием "Опросника терминальных ценностей" Сенина. Эмпирическое исследование расстановки приоритетных жизненных ценностей с учетом...