Социально-педагогическая работа по предупреждению и преодолению игровой компьютерной зависимости подростков: инновационный проект
Краткое сожержание материала:
Размещено на
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
План
Введение
Глава I. Игровая компьютерная зависимость подростков как социально-педагогическая проблема
1.1 Компьютерная игра как фактор социализации личности
1.2 Игровая компьютерная зависимость как форма аддиктивного поведения
1.3 Особенности, виды, причины и последствия игровой компьютерной зависимости подростков
Глава II. Теоретические аспекты социально-педагогической работы по предупреждению и преодолению игровой компьютерной зависимости подростков
2.1 Содержание, основные формы и методы социально-педагогической работы по предупреждению и преодолению игровой компьютерной зависимости подростков
2.2 Проектирование социально - педагогической работы по предупреждению и преодолению игровой компьютерной зависимости подростков
Глава III. Практические аспекты социально-педагогической работы с подростками, имеющими игровую компьютерную зависимость
3.1 Зарубежный и отечественный опыт социально-педагогической работы по предупреждению и преодолению игровой компьютерной зависимости подростков
3.2 Проект социально-педагогической работы предупреждению и преодолению игровой компьютерной зависимости подростков
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов. В течение этого периода происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых [45, c. 212].
Для этого возраста также характерны появление беспокойства, тревоги, склонность подростка к резким перепадам настроения, конфликтность и агрессивность. Обостряется чувствительность подростка к оценке другими его внешности, способностей, силы, формируется чувство взрослости.
Подростковый возраст - самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений [26, c. 25]. К наиболее типичным нарушениям этого возраста можно отнести отклоняющееся от нормы поведение.
В последние годы возросли масштабы и темпы распространения алкоголизма, наркомании, токсикомании, пристрастия к азартным играм и Интернету среди подростков. Такой вид поведения в педагогической и психологической литературе называют аддиктивным [36, c. 289].
А.А. Реан дает следующее определение аддиктивного поведения - «злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания». В более широком смысле аддиктивное поведение рассматривается как один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредствам приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Рост числа находящихся в индивидуальном пользовании компьютеров с одновременным повышением их мощности, расширение и увеличение пропускной способности каналов связи, увеличение количества игр и игровых жанров, наличие в свободной продаже и глобальной сети Интернет свободного доступа к виртуальным играм - делают их использование общедоступным. В связи с тем, что в число пользователей персонального компьютера включаются школьники подросткового возраста, необходимо уделять первостепенное внимание виртуальным играм, как средству свободного времяпрепровождения и средству использования новых информационных технологий во внешкольной деятельности учащихся
[11, c. 4].
Современная информационная технология обусловила появление уникальной реальности - виртуальной. Влияние ее на человека весьма велико, особенно на детей. В силу незрелой, неустоявшейся психики подросток, например, не в полной мере различает специфику двух реальностей. И нередко виртуальная реальность предстает как объективная. А это причина многих трагедий. Виртуальная реальность скроена по своим меркам. Она гибка, подвижна, а главное - поддается индивидуальному воздействию. В результате человек часто испытывает ощущение всемогущества. Но когда он встречается с суровой подлинной реальностью, которая ему противостоит и не поддается никакому воздействию, он испытывает разочарование, психическое расстройство, стресс. Подросток, играя в виртуальные игры, воспринимает их условия как реальные. Поэтому нередко и в жизненных ситуациях он поступает так, как требуют правила игры. Психологи предупреждают, что выход во взрослую жизнь поколения, выросшего на таких развлечениях, когда-то может обернуться волной массовых убийств уже по месту работы и жизни людей [15, c. 82].
Изучение социальных проблем и причин распространения игровой компьютерной зависимости, сущности и особенностей данного отклонения отражены в исследованиях различных авторов. Так, Кимберли Янг разработала методику обследования данной категории, а также пути реабилитации людей страдающих этим видом социальной патологии. Позже Айвен Голдберг выделил основные симптомы игровой компьютерной зависимости, а доктор М. Озарк разделил их на психические и физические.
В нашей стране проблема игровой компьютерной зависимости является новой. Несмотря на большой интерес, особенно в онлайновых публикациях, научные исследования игровой компьютерной аддикции в России носят пока несистематизированный характер и сравнительно немногочисленны. В связи с этим, изучение данного явления представляет для современного цивилизованного общества значительный интерес [37, c. 57].
Таким образом, развитие цивилизации неизменно сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и порождает новые проблемы, откладывание решения которых грозит значительными последствиями для психического здоровья общества.
Все вышесказанное определяет актуальность нашей работы.
Объект исследования: социально-педагогическая работа по предупреждению и преодолению аддиктивного поведения подростков.
Предмет исследования: социально-педагогическая работа по предупреждению и преодолению игровой компьютерной зависимости подростков.
Цель исследования: определить сущность, виды, причины, последствия игровой компьютерной зависимости подростков и разработать проект её предупреждения и преодоления.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть компьютерную игру как фактор социализации личности.
2. Охарактеризовать особенности, виды, причины и последствия игровой компьютерной зависимости подростков.
3. Определить содержание, формы и методы социально-педагогической работы по предупреждению и преодолению игровой компьютерной зависимости подростков. Дать характеристику процесса проектирования социально - педагогической работы
4. Разработать и реализовать проект социально - педагогической работы, направленной на предупреждение и преодоление игровой компьютерной зависимости подростков.
5. Проанализировать зарубежный и отечественный опыт социально-педагогической работы с игровыми компьютерными аддиктами, а также опыт МОУ СОШ №36 г. Тамбова.
Методы исследования: анализ научной литературы по данной проблеме, анализ зарубежного и отечественного опыта, наблюдение, тестирование.
База исследования: МОУ СОШ №36 г. Тамбова.
ГЛАВА I. ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Компьютерная игра как фактор социализации личности
подросток компьютерная игровая зависимость
Социализация - это развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [45, c. 52].
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению,...
Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью
Проблема развития Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью в различных направлениях психологии. Зависимое поведение как психологичес...
Социально-психологическая профилактика компьютерной зависимости у подростков
Компьютерная зависимость как социально-педагогическая и социально-психологическая проблема. Специфика компьютерных игр, факторы, способствующие развит...
Социально–педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе. Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерным...
Теоретический аспект возникновения, формирования и развития игровой зависимости
Общая характеристика, типология и методы лечения игровой зависимости. Социальные факторы риска и средства противодействия риску игровой зависимости. П...
Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков, увлеченных компьютером
Исследование психофизиологических особенностей подросткового возраста. Анализ проблемы увлечения подростков компьютерными играми и Интернетом. Понятие...