Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические особенности одиночества у подростков

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Характеристика одиночества как социальной проблемы. Анализ основных типов одиночества. Психологические особенности подросткового возраста. Высокая конформность как типичная черта подростков. Понятие "гендер" Абраменковвой, гендерная идентичность личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

одиночество социальный подростковый

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то, как единственно возможную основу человеческого бытия то, как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то -- как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

Актуальность исследования состоит в том, что переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития. Подростки чаще всего остро переживают одиночество как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность.

Подросткам присуще переживание одиночества также в связи с юношеским кризисом смысла жизни, отсутствием взаимопонимания со сверстниками и родителями, неблагоприятными условиями жизни и развития. Несмотря на то, что большинство специалистов указывают на возникновение переживаний одиночества в подростковом возрасте, многие утверждения, относящиеся к анализу этого явления, не получили эмпирической проверки.

Специфика нашего исследования заключается в том, что оно направлено на изучение особенностей связи переживаемого одиночества с личностным становлением подростка. В связи с этим, на наш взгляд, чрезвычайно важным является гендерный аспект ощущения одиночества подростками.

Однако общим в различных психологических и философских подходах является понимание одиночества как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое изучение психологических особенностей одиночества у подростков 15-16 лет в гендерном аспекте.

Объект исследования - подростки в возрасте 15-16 лет - ученики общеобразовательных школ г. Окуловки.

Предмет исследования - проявления гендерных особенностей ощущения одиночества у подростков.

Гипотеза, выносимая на защиту «Особенности подросткового одиночества обуславливаются выполняемыми ими гендерными ролями».

Для чего необходимо обозначить следующие задачи исследования:

- исследовать основные научные подходы к проблеме одиночества подростков в психологической науке;

- определить психологические характеристики одиночества в подростковом возрасте;

- выявить психологические факторы, влияющие на развитие одиночества в подростковом возрасте;

- выявить тенденции развития гендерных характеристик у подростов с выделенными типами гендерной идентичности;

- показать продуктивность выделения четырёх типов гендерной идентичности подростков: мужского маскулинного, мужского андрогинного, женского феминного, женского андрогинного;

- подтвердить теоретические выводы практическими результатами исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследования Андреевой Г.М., Волкова Б.С., Малышевой С.В., Рождественской Н.А, Столяренко А.М., Фролова Ю. И. и др.

Методы исследования: анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы по теме исследования; эмпирические: методы наблюдения и беседы; конкретные эмпирические методики:

- Методика С.Бем - для диагностики маскулинности-фемининности;

- Методика «Потребность в общении» - для диагностики потребности подростков в общении;

- Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной;

-Тест «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона.

Система методов, применяемых в исследовании, была определена его исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами, как всего исследования, так и отдельных его этапов.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его методологическая и теоретическая основы, указываются цели и задачи, формулируется гипотеза, определяются объект и предмет исследования, раскрывается практическая значимость работы.

В первой главе «Социально психологический анализ проблем одиночества «анализируются подходы к понятию «одиночества» различных психологических направлений, рассматриваются проблемы одиночества в подростковом возрасте;

-дано обоснование методологического подхода к изучению подросткового одиночества на основе ведущих принципов отечественной психологии, обосновывается и описывается выборка, методы и методики исследования;

-анализируется гендерный подход, который предполагает, что различия в поведении, психике, деятельности мальчиков и девочек, подросткового возраста, испытывающих чувство одиночества определяются не столько их анатомо-физиологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.

Во второй главе «Эмпирическое исследование особенностей подросткового одиночества» приводится описание результатов эмпирического исследования особенностей подросткового одиночества, и излагаются соответствующие выводы.

В заключении подводятся итоги исследования, определяются перспективы, исходящие из материалов данной работы.

1. Социально - психологический анализ проблем одиночества

1.1 Одиночество: понятие и содержание

Одиномчество -- социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена -- позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации. [5,с.326].

Проблема одиночества -- предмет исследования представителей различных наук философии, медицины, психологии, педагогики, социологии, богословия. Об этом писали З.Фрейд, К.-Г. Юнг, А. Камю, М. Бубер… Эта тема была в центре внимания людей, живших в разные исторические эпохи, о чем свидетельствуют мифы разных народов, библейские и коранические тексты, сочинения теологов и т.п.[8]. В наши дни проблема одиночества стоит особенно остро в связи с тем, что общество выдвигает на первый план потребности в самореализации, достижении жизненного успеха, обещая за это материальные блага, и человек, стремясь к этому, проявляет социальную активность, забывая о потребностях души, нередко страдающей от одиночества.

Так, американский историк философии и культуролог Бен Миюскович утверждает, что «любая попытка определить или противопоставить друг другу термины «одиночество», «изолированность» и «уединенность» по сути своей тщетна, ибо все эти понятия, правильно понятые, каждый по-своему сводимы к более примордиальной форме сознания, а именно, страху перед одиночеством» [42]. В самом деле, нередко одиночество превращается в своего рода корзину, в которую складывают все без разбора - чаще всего негативные феномены самовосприятия и самооценки.

В западной культуре, ориентированной на индивидуальный успех, одиночество рассматривается как условие становления личности, определяющее ее обособление. Одним из постулатов в американской культуре является способность личности переносить одиночество, при этом не приветствуется, чтобы человек производил на других впечатление одинокого[17]. С одной стороны, принцип индивидуального успеха имеет ряд преимуществ, стимулируя уверенность в себе, собственных силах и т.п., с другой стороны, эмоциональная сдержанность при этом способствует возведению межличностных барьеров, препятствующих взаимопониманию, а отсюда и состояние одиночества.

Проблемы одиночества часто сопровождаются состояниями грусти, печали, слезами, пустотой и тоской. Как однажды сказала Мать Тереза «Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, -- самый ужасный вид нищеты» [Цит. по:42].

Вместе с тем, у проблемы одиночества имеются не только отрицательные аспекты. При всех плюсах общения, социальных контактов, социальной активности человек нуждается в определенном времени, чтобы побыть наедине с собой, собственными мыслями и переживаниями; это особенно актуально в подростковый период. Эту потребность испытывают не только представители творческих профессий (художники, писатели и т.д.) и ученые, но и обычные люди. Ее учитывают и воспринимающие человека как неотъемлемую часть общности восточные культуры, предполагая её удовлетворение через углубленное самопознание и медитацию.

Истоки одиночества следует искать в самом субъекте, его личностных, эмоциональных особенностях. Такие психологические характеристики как неадекватная са...

Другие файлы:

Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников
Понятие одиночества в психологии, подходы и методы его изучения. Психофизические особенности старшеклассников. Исследование причин возникновения чувст...

Субъективное переживание чувства одиночества подростками
Одиночество подростков и социально-психологические проблемы. Психологическая характеристика понимания его сущности и содержания. Сравнительный анализ...

Причины возникновения чувства одиночества у подростков (15–17 лет)
Особенности переживания одиночества и развитие подростка. Причины возникновения чувства одиночества у учащихся 15-17 лет. Особенности переживания один...

Представления подростков о прародителях
Теоретические подходы к проблеме исследования представлений подростков о бабушках и дедушках. Психологические особенности подросткового возраста. Мест...

Универсум одиночества: социологические и психологические очерки
Анализируются философские, теоретико социологические и психологические аспекты одиночества и аномии. Рассматриваются методологические подходы к феноме...