Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие одиночества в психологии, подходы и методы его изучения. Психофизические особенности старшеклассников. Исследование причин возникновения чувства одиночества в подростковом возрасте. Пути преодоления состояния одиночества в среде подростков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 40 с., 25 источников, 8 приложений.

ОДИНОЧЕСТВО, ПОДРОСТОК, СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ ОДИНОЧЕСТВА

Актуальность темы курсовой работы обусловлена особой значимостью периода юношества в становлении личности человека, частыми проявлениями одиночества в среде подростков.

Цель исследования: выявить стратегии преодоления одиночества у старшеклассников.

Объект исследования: учащиеся в возрасте 15 - 17 лет.

Предмет исследования: процесс чувства одиночества у подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;

2. Подобрать диагностический инструментарий для получения информации о причинах возникновения чувства одиночества;

3. Исследовать причины возникновения и пути выхода из состояния одиночества у учащихся;

4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Методы исследования: опросник «Одиночество» (модифицированная шкала измерения одиночества UCLA); опросник копинг- стратегий школьного возраста (П. Джонс).

Выборка: в исследовании приняли участие 25 подростков в возрасте 15-17 лет( один 11 класс).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие одиночества в психологии

2. Подходы к изучению одиночества

3. Методы изучения одиночества

4. Одиночество в среде старшеклассников

4.1 Психофизические особенности старшеклассников

4.2 Характеристика состояния подросткового одиночества (на основе результатов исследования)

5. Пути преодоления состояния одиночества в среде подростков

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

На разных ступенях своего развития человеку приходится постигать действительность, которую он осваивает снова и снова (иногда с учетом ранее освоенного, а иногда и заново). Важную роль при этом играет становление человека как субъекта своей активности. Обнаруживая и проявляя субъектность (этот процесс начинает формироваться в подростковом возрасте), человек научается самостоятельно и продуктивно решать различные жизненные задачи в привычных и нестандартных ситуациях. Формирование субъективности происходит в процессе успешного усвоения возможностей регуляции своей активности на осознаваемом и доступном контролю уровне, а слагаемые саморегуляции фиксируются в накапливаемом регуляторном опыте.

Становление субъектности, т.е. обретение опыта осознанного саморегулирования своих действий и поведения, отрефлексированность, подключение к привычной активизации инструментария, позволяющего заново осваивать жизненные ситуации, развитие самостоятельности занимает в подростковом возрасте ведущее место. По нашему мнению, именно возрастающие возможности осознания регуляторного опыта обеспечивают развитие субъектного отношения к разным сферам личностного самоопределения подростка.

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. Одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают по своему.

Для одних одиночество - результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других - активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.

В последнее время проблеме одиночества посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена особой значимостью периода юношества в становлении личности человека, частыми проявлениями одиночества в среде подростков.

Цель исследования: выявить стратегии преодоления одиночества у старшеклассников.

Объект исследования: учащиеся в возрасте 15 - 17 лет.

Предмет исследования: процесс чувства одиночества у подростков.

Задачи исследования:

5. Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;

6. Подобрать диагностический инструментарий для получения информации о причинах возникновения чувства одиночества;

7. Исследовать причины возникновения и пути выхода из состояния одиночества у учащихся;

8. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Методы исследования: опросник «Одиночество» (модифицированная шкала измерения одиночества UCLA); опросник копинг- стратегий школьного возраста (П. Джонс).

Выборка: в исследовании приняли участие 25 подростков в возрасте 15-17 лет( один 11 класс).

1. ПОНЯТИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИИ

Согласно норм словаря практического психолога, одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Одиночество выступает и как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных. Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым[1,с.308].

Согласно экзистенциальной феноменологии У. Садлера, жизненный мир личности ориентирован на реализацию следующих экзистенциальных возможностей:

1. Уникальность судьбы индивида, актуализация врожденного «Я», его предельной многозначительности.

2. Трагедия и культура личности, дающей ей множество ценностей и идей, которые она использует для интерпретации своих переживаний и определения своего существования.

3. Социальное окружение индивида, которое формирует поле организационных отношений с другими людьми и те сферы, где возникает участие в группе и ролевые функции личности.

4. Восприятие других людей, с которыми могут быть установлены отношения, могущие развернуться в двойную реальность человеческого «Мы»[2,с.51].

В плане переживания одиночество становится все более нетерпимым, когда оно начинает затрагивать человека одновременно в нескольких измерениях. Все типы одиночества имеют одну общую характерную черту - они являются чувством, выражающим идею о самом себе. Каждый тип одиночества представляет собой форму самосознания, свидетельствующую о разрыве основной сети отношений и связей, образующий внутренний мир личности.

Как только люди попадают в условия одиночества, обусловливаемого экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, то сразу же все непосредственные связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), с которыми начинают разговари...

Другие файлы:

Психологические стратегии преодоления одиночества
Проблема копинг-поведения в зарубежной и отечественной психологии. Классификация копинг-стратегий. Проблема одиночества в психологической науке. Анали...

Условия преодоления страха одиночества у детей 4-х лет
Страх как естественный рефлекс, пассивно-оборонительная реакция с лёгким торможением коры больших полушарий. Теоретические аспекты преодоления боязни...

Одиночество
Проблем одиночества в современном мире. Одиночество как психологическое заболевание. Типы структур психологических трудностей при общении по В.А. Лабу...

Философия одиночества
Тема одиночества, как и тема смерти, запретная для нашего сознания. Автор пытается нарушить запрет и приподнять завесу. И начинает с самого очевидного...

Ощущение одиночества у работников железной дороги
Общее понятие состояния одиночества человека как зависимости переживания от возрастных особенностей личности. Использование диагностики уровня субъект...