Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Проблема стрессоустойчивости в профессиональной деятельности военнослужащих

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Проблема стресса в психологии. Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у военнослужащих. Психологическая подготовка к ведению боевых действий как фактор формирования этого качества. Социально-психологические технологии его воспитания.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

на тему

Проблема стрессоустойчивости в профессиональной деятельности военнослужащих

Введение

психология стресс военнослужащий

Проблема стресса у специалистов различных областей профессиональной деятельности приобретает все более возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Возрастает количество возможных проблемных ситуаций, повышается профессиональная и личная ответственность за результаты и последствия деятельности.

Особую значимость проблема стрессоустойчивости приобретает сегодня применительно к профессиональной деятельности военнослужащих. Это обусловлено спецификой военно-профессиональной деятельности, которая неизбежно связана с присутствием внешних и внутренних факторов, ее усложняющих, вызывающих развитие трудных состояний: стресса и эмоциональной напряженности, переутомления, депрессии и даже невротических состояний. Р.М. Грановская отмечает: «Психическое напряжение, неудачи, срывы, страх, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они, кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, порождают психические следствия эмоционального перенапряжения - неврозы».

Сущность проблемы состоит в противоречии, заключающемся в том, что, с одной стороны, военнослужащий вовлечен в экстремальное пространство профессиональной деятельности и это требует от него проявления стрессоустойчивости, а с другой - развитию стрессоустойчивости воеенослужащих в профессиональной деятельности уделяется недостаточное внимание. Особую актуальность проблема развития стрессоустойчивости приобретает в связи с социальной, экономической, политической и практической значимостью обеспечения должного уровня стрессоустойчивости в деятельности военнослужащих. От успешной разработки этой проблемы зависит общая ориентация практики в подготовке высокопрофессиональных военных специалистов, способных продуктивно осуществлять деятельность в экстремальных условиях, поддерживая при этом целесообразность поведения и сохраняя необходимое психофизическое состояние.

Цель: рассмотреть проблему стрессоустойчивости у военнослужащих.

Задачи:

1. Рассмотреть понятия «стресс» и «стрессоустойчивость» в психологической науке;

2. Рассмотреть формирование стрессоустойчивости у военнослужащих.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению формирования стрессоустойчивости

1.1 Проблема стресса в психологии

В 30-50-х годах XX века канадский ученый Г. Селье разработал биологическую теорию стресса, объясняющую его причины, функции, взаимосвязи, динамику и получившую всеобщее признание. Г. Селье писал, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Теперь термины «стресс» и «дистресс» имеют различное значение: согласно Г. Селье «деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс же всегда неприятен» [16].

Большой вклад в разработку исследований стресса внес Р. Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический стресс, связанный с оценкой человеком ситуации как угрожающей, трудной. Однако такое разделение тоже довольно условно, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического, а в момент психического стресса не могут не происходить органические изменения[6].

Помимо термина «психологический стресс» в литературе также используется термин «эмоциональный стресс», причем в содержание этого термина включают как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе.

Иногда сливаются понятия «стресс» и «эмоциональное состояние». Так, В.В. Суворова пишет, что дифференциация стресса и эмоциональных состояний чрезвычайно сложна и в некоторых случаях может быть только условной, а в зарубежной литературе, где из этих двух явлений основное внимание уделяется стрессу, разграничение эмоций и стресса практически отсутствует[18]. Те немногие авторы, которые пытались сравнивать стресс с эмоциями, понимали стресс как общий адаптационный синдром (Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу), то есть в узком значении этого понятия, и сопоставляли стресс и эмоции в плане эндокринных изменений. Но известно, что главной составляющей, фундаментальным компонентом психологического стресса является эмоциональное возбуждение. Н.И. Наенко считает, что именно поэтому многие исследователи стали отождествлять понятия стресса и эмоций .

Вследствие большого количества трактовок понятия «стресс», отягощенности его медико-биологическими и односторонними психологическими представлениями Н.И. Наенко, П.Б. Зильберман вместо термина «стресс» вводят другое - «психическая напряженность». Этот термин свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях.

Как отмечает А.Б. Леонова, в настоящее время наряду с понятиями «психологический (психический) стресс» и «эмоциональный стресс» при изучении механизмов и последствий стресса все чаще используется дифференцировка стресса в понятиях «информационный», «операциональный», «посттравматический», «рабочий стресс», «трудовой стресс», «производственный стресс», «управленческий стресс», «организационный стресс» и др. [8].

А.М. Столяренко выделяет четыре вида психологического стресса, отличающихся по интенсивности и влиянию на человека:

1) оптимальная, безусловно, благоприятная для человека и его жизнедеятельности неспецифическая активность психики - психологический эвстресс;

2) интенсивная, напряженная, часто возникающая в экстремальных ситуациях значительной сложности неспецифическая активность психики, неоднозначно сказывающаяся на людях - психологический экстресс;

3) предельно интенсивная (для данной личности) психологическая активность, использующая недостаточно эффективно резервы психики и неблагоприятно сказывающаяся на поведении людей - психологический дистресс;

4) сверхинтенсивная неспецифическая активность психики, непереносимая значительным числом людей, разрушающая их нормальную психическую деятельность и поведение - психологический гиперстресс [17].

Обзор литературы по терминологии стресса позволяет сказать, что на сегодняшний день существует большое количество трудов, в которых авторы по-разному трактуют понятие стресса. Так, И.К. Вайнштейн определяет стресс как состояние организма, характеризующееся развертыванием механизма общей адаптации, чем обеспечивается положительный фон для обеспечения специфических гомеостатических реакций и мобилизации защитных способностей организма. По мнению М.Ф. Фролова стресс является неспецифическим компонентом реакции адаптации, обеспечивающим привлечение энергетических и пластических резервов для осуществления специфической адаптационной перестройки систем организма. А.Е. Ольшанникова характеризует стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нервно-гуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Т. Кокс утверждает, что стресс является феноменом осознания, возникающим при сравнении между требованием, предъявляемым к личности, и ее способностью справиться с этим требованием. По мнению Л. Леви, стресс выступает как реакция организма, вырабатывающаяся в ходе филогенеза, на действие агентов, действительно или символически сигнализирующих об опасности нарушения его целостности. Ф.И. Фурдуй определяет стресс как совокупность неспецифических реакций организма в ответ на действие чрезвычайных раздражителей различной природы и характера, вызывающих «напряжение» функций органов и систем, обеспечивающих мобилизацию организма в целях его адаптации или поддержания гомеостаза. К.В. Судакова понимает под стрессом особое состояние человека в период приспособления к новым условиям существования; изменения, происходящие в психологических механизмах регуляции и действиях субъекта под влиянием трудных ситуаций разного типа. М. Тышкова рассматривает стресс как особое психическое состояние, характерное неспецифическими системными изменениями активности психики человека, выражающими ее организацию и мобилизацию в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации.

Таким образом, феномен стресса в научной литературе представлен широким спектром определений, в которых он рассматривается: как совокупность факторов, воздействующих на психику человека, его психофизиологию; как психические (эмоциональные) состояния, связанные с этими факторами; как психическая напряженность, приводящая к целому ряду психических нарушений.

Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней, что существенно повышает подверженность риску. Анализ данных современной научной литературы позволяет выделить две основные группы факторов, с действием которых связано возникновение стрессов: внешние и внутренние.

К внешним факторам, вызывающим возникновение стресса и дезорганизующим деятельность человека, а также...

Другие файлы:

Гендерный аспект стрессоустойчивости работников торговли
Взаимосвязь перенапряжения и физиологических свойств организма. Гендерные аспекты профессиональной деятельности. Исследование стрессоустойчивости мужч...

Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России
Особенности управления стрессом в организации. Разработка программы социально-психологического тренинга для формирования стрессоустойчивости в професс...

Особенности протекания психических процессов у военнослужащих
Психические процессы, их сущность и классификация. Четыре вида памяти. Роль ощущений в профессиональной деятельности. Уровень развития чувствительност...

Взаимосвязь стрессоустойчивости с частотой смены работы у специалистов сферы активных продаж
Теоретические подходы к проблеме психологических условий в профессиональной деятельности. Психологические условия трудовой деятельности в сфере продаж...

Гендерные особенности профессиональной идентичности военнослужащих
Определение понятия "идентичность" в области социальной психологии. Подходы к проблематике статуса военнослужащего и профессиональной идентичности. Эм...