Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности протекания психических процессов у военнослужащих

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психические процессы, их сущность и классификация. Четыре вида памяти. Роль ощущений в профессиональной деятельности. Уровень развития чувствительности и характеристика порогов у военнослужащих. Морально-психологическая подготовка военнослужащих.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность исследования. Проблема протекания психических процессов является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего, следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Психические процессы, их особенности в разные моменты жизни человека - это неиссякаемый источник психологических исследований. Психические процессы человека, разные их типы и особенности относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о психических процессах ещё крайне недостаточна. В связи с этим тема нашего исследования -- «Особенности протекания психических процессов у военнослужащих в бою».

Цель исследования: изучить особенности протекания психических процессов у военнослужащих.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему психических процессов в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть различные подходы к изучению проблемы психических познавательных процессов в психологии.

3. Изучить особенности протекания психических процессов у военнослужащих.

Новизна исследования: проведение тестирования военнослужащих 433 группы ВФЭИ на разных этапах подготовки к выполнению боевой задачи, а также при различных условиях проведения тестирования.

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения психических процессов

1.1 Психические процессы, их сущность и классификация

Психические процессы принято относить к первичным психическим явлениям, служащим регуляторами психических состояний и поведения человека. Среди психических процессов выделяют три класса явлений: познавательные психические процессы, эмоциональные психические процессы, волевые процессы.

К психическим познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь и внимание. Среди психических процессов познавательные психические процессы занимают особое место. Благодаря ним человек получает информацию об окружающем мире, перерабатывает ее и формирует свое поведение.

Ощущение является чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия предметов и различных материальных процессов на органы чувств. Предметы, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия -- раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает в нервных тканях еще один процесс -- возбуждение, который по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, раздражение -- это процесс физический, возбуждение -- физиологический, а ощущение -- психический. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств раздражителя (предмета, воздействующего на органы чувств). Что означает «отдельных свойств»? Каждый предмет, воздействующий на органы чувств, обладает своими чувственными свойствами. В зависимости от перечня этих свойств тот или иной объект может восприниматься определенными органами чувств. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются свойствами раздражителя, воздействующего на наши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отображения отдельных свойств раздражителя.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям (характеристикам органов чувств) является правильной, хотя и не исчерпывающей[3, c. 34-42].

Восприятие -- это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие основывается на ощущениях. При этом каждое восприятие охватывает целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладает целым рядом различных свойств, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать свое особое ощущение. Однако ошибочно считать, что такой процесс (от относительно простых ощущений -- к сложному восприятию) является суммированием отдельных ощущений. На деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, а также процессы осмысления увиденного, т, е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие часто называют перцептивной системой человека.

В настоящее время в психологической науке существует несколько классификаций восприятия. Чаше всего его используются две следующие: классификация восприятия по основной модальности и классификация восприятия в зависимости от формы существования материи. Вторая классификация особенно важна для успешной деятельности военнослужащих на поле боя. Данное обстоятельство обусловлено тем, что все воспринимаемые предметы реальной действительности имеют определенные пространственные характеристики: форму, размеры, пространственное местоположение, движения и др. Поэтому восприятие любого предмета связано с оценкой её пространственных форм. Но при восприятии предметов существует вероятность ошибочного отражения в психике предметов окружающей действительности, что связано не только с состоянием психики самого человека, но и тех условий, в которых воспринимается предмет. В связи с этим восприятие предмета весьма часто сопряжено с риском иллюзии[3, c. 43-50].

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. При этом разногласия носят разнонаправленный характер.

Чтобы понять, какую роль внимание играет в психической деятельности человека, представьте себе, что вы смотрите на некую группу предметов. Одни предметы, которые находятся в центре вашего зрительного поля, будут восприниматься вами наиболее отчетливо. Другие, находящиеся на периферии вашего зрительного поля, будут восприниматься менее отчетливо. Подобную аналогию можно построить в отношении нашего сознания: то, что составляет смысл нашей деятельности, занимает центр нашего сознания, а то, что в данный момент не значимо, уходит на периферию сознания, или в его «боковое поле». Но следует отметить, что такое сравнение не вполне точно: можно смотреть на какой-либо предмет, но думать при этом совсем о другом. В этом случае «центральное поле» вашего сознания будет занято тем, о чем вы думаете, а не тем, на что вы смотрите.

Представление -- это психические образы предметов или процессов (или отдельных их свойств), которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представлений лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько видов, или типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. те представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом опыте какого-либо предмета или процесса. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», данному выше, поскольку в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Все мы видели тундру на фотографиях, в кинокартинах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения, и на основе этого материала мы можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе информации, полученной в прошлых восприятиях, и ее (более или менее) творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление[, c. 51-60].

Память -- это процесс запечатления (записи), сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний, сведений, навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» психический процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все психические познавательные процессы в единое целое.

При рассмотрении памяти, как правило, выделяют четыре ее вида: образную, двигательную, словесно-логическую и эмоциональную память.

Образная память -- это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются и запечатлеваются объекты, образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Двигательная память -- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, выраженные в словах. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логическ...

Другие файлы:

Темперамент и твоя будущая профессия
Темперамент как совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека. Основные типы те...

Особенности проявления свойств темперамента на разных возрастных этапах
Общая характеристика темперамента. Особенности проявления, возрастное развитие, черты и свойства темперамента. Индивидуальные психические особенности....

Темперамент, его виды и свойства
Свойства, характеризующие динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека. Влияние темперамента на формирование характе...

Анализ проблемы эффективности коррекционного воздействия познавательных психических процессов у детей с общим недоразвитием речи 1 уровня
Особенности развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Изучение познавательных психи...

Сравнение скоростей протекания почвообразовательных процессов в природных и техногенных ландшафтах
Оценка скоростей протекания почвообразовательных процессов в дерново-подзолистых почвах и черноземах в условиях влияния сельскохозяйственного производ...