Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Особенности управления стрессом в организации. Разработка программы социально-психологического тренинга для формирования стрессоустойчивости в профессиональной деятельности сотрудников МЧС РФ в когнитивной и эмоциональной сферах. Оценка его эффективности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНО - ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА»

Кафедра «Психологической и психоаналитической диагностики»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России»

Студентки 6 курса очно-заочного отделения

Сенчихиной Ольги Андреевны

Санкт - Петербург

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости

1.2 Особенности управления стрессом в организации. Стресс-менеджмент

1.3 Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России

1.4 Возможности социально-психологических тренингов в формировании стрессоустойчивости личности

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

2.2 Характеристика выборки исследования

2.3 Характеристика используемого социально-психологического тренинга стрессоустойчивости

2.4 Методы оценки эффективности социально-психологического тренинга стрессоустойчивости

2.5 Методы статистической обработки

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

3.1 Оценка состояния испытуемых до проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости

3.2 Оценка состояния испытуемых после проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости

3.3 Динамика психологических характеристик стрессоустойчивости под влиянием социально-психологического тренинга стрессоустойчивости

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика Куликова Л.В. «Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств» (Методика ДС-6)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тестовый бланк к Методике Куликова Л.В. «Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств» (Методика ДС-6)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Матрица первичных данных по методикам

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Описание социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

На сегодняшний день проблемы стрессоустойчивости (в частности, профессиональной), рассматриваются в больших объемах с разных позиций, как психологической, психофизиологической, так и философско-абстрактной.

Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями. Профессия пожарного характеризуется следующими особенностями: травмирующими ситуациями, стрессовыми воздействиями и постоянной готовностью к риску

Новизна исследования

На данный момент стрессоустойчивость активно изучается психологами в профессиональной сфере, в том числе и у противопожарной службы.

Практическая значимость

Изучение стрессоустойчивости у представителей конкретных профессий (в данном случае - пожарники) позволит разрабатывать более эффективные методы подготовки специалистов.

Объект исследования

2 группы курсантов 3 курса университета Государственной противопожарной службы МЧС факультета инженеров пожарной безопасности по 30 человек.

Предмет исследования

Процесс формирования стрессоустойчивости у курсантов 3 курса института Государственной противопожарной службы МЧС факультета инженеров пожарной безопасности.

Гипотеза исследования

Социально-психологический тренинг способствует улучшению показатели стрессоустойчивости: тревожность, оценку влияния травматического события, интенсивность чувств, влияющих на регуляцию психического состояния, самочувствие, активность, настроение.

Цель исследования

Оценить эффективность социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости у курсантов 3 курса УГПС МЧС России факультета инженеров пожарной безопасности.

Задачи исследования

Оценить эффективность социально-психологического тренинга по следующим показателям стрессоустойчивости: тревожность; оценка влияния травматического события; интенсивность чувств, влияющих на регуляцию психического состояния, самочувствие, активность, настроение.

План исследования

2.6 Определить показатели стрессоустойчивости применительно к специфике деятельности пожарных.

2.7 Разработать программу социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости.

2.8 Оценить эффективность социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости у курсантов 3 курса УГПС МЧС России факультета инженеров пожарной безопасности.

Методы исследования

Эмпирические (тестирования, опросники), статистическая обработка данных.

База исследования

2 группы курсантов 3 курса университета Государственной противопожарной службы МЧС факультета инженеров пожарной безопасности по 30 человек

ГЛАВА I.

ПРОБЛЕМА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать. [14]

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции. [14]

Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре - пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.

Селье Г. выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания.[13]

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустрессСелье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий. [13]

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу само...

Другие файлы:

Взаимосвязь личностных особенностей курсантов первого года обучения с уровнем социально-психологической адаптации в военном ВУЗе
Процесс социально-психологической адаптации и критерии ее эффективности. Характеристика военной деятельности. Этапы адаптации курсантов к обучению. Ис...

Римское право. Схемы.
Иркутск: Иркут.ГУ, 2006. — 150 с. Сборник схем разработан в соответствии с учебным планом подготовки курсантов юридических факультетов в вуз...

Гендерные различия стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел
Теоретические аспекты изучения стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел. Организация исследования и диагностирования гендерных различий...

Гендерный аспект стрессоустойчивости работников торговли
Взаимосвязь перенапряжения и физиологических свойств организма. Гендерные аспекты профессиональной деятельности. Исследование стрессоустойчивости мужч...

Программа формирования стрессоустойчивости учащихся старших классов
Понятие, функции и структура стрессоустойчивости, основные факторы, влияющие на ее развитие. Методика разработки программы формирования стрессоустойчи...