Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России
Краткое сожержание материала:
Размещено на
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНО - ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА»
Кафедра «Психологической и психоаналитической диагностики»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России»
Студентки 6 курса очно-заочного отделения
Сенчихиной Ольги Андреевны
Санкт - Петербург
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости
1.2 Особенности управления стрессом в организации. Стресс-менеджмент
1.3 Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России
1.4 Возможности социально-психологических тренингов в формировании стрессоустойчивости личности
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Характеристика выборки исследования
2.3 Характеристика используемого социально-психологического тренинга стрессоустойчивости
2.4 Методы оценки эффективности социально-психологического тренинга стрессоустойчивости
2.5 Методы статистической обработки
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
3.1 Оценка состояния испытуемых до проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости
3.2 Оценка состояния испытуемых после проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости
3.3 Динамика психологических характеристик стрессоустойчивости под влиянием социально-психологического тренинга стрессоустойчивости
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика Куликова Л.В. «Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств» (Методика ДС-6)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тестовый бланк к Методике Куликова Л.В. «Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств» (Методика ДС-6)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Матрица первичных данных по методикам
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Описание социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
На сегодняшний день проблемы стрессоустойчивости (в частности, профессиональной), рассматриваются в больших объемах с разных позиций, как психологической, психофизиологической, так и философско-абстрактной.
Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями. Профессия пожарного характеризуется следующими особенностями: травмирующими ситуациями, стрессовыми воздействиями и постоянной готовностью к риску
Новизна исследования
На данный момент стрессоустойчивость активно изучается психологами в профессиональной сфере, в том числе и у противопожарной службы.
Практическая значимость
Изучение стрессоустойчивости у представителей конкретных профессий (в данном случае - пожарники) позволит разрабатывать более эффективные методы подготовки специалистов.
Объект исследования
2 группы курсантов 3 курса университета Государственной противопожарной службы МЧС факультета инженеров пожарной безопасности по 30 человек.
Предмет исследования
Процесс формирования стрессоустойчивости у курсантов 3 курса института Государственной противопожарной службы МЧС факультета инженеров пожарной безопасности.
Гипотеза исследования
Социально-психологический тренинг способствует улучшению показатели стрессоустойчивости: тревожность, оценку влияния травматического события, интенсивность чувств, влияющих на регуляцию психического состояния, самочувствие, активность, настроение.
Цель исследования
Оценить эффективность социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости у курсантов 3 курса УГПС МЧС России факультета инженеров пожарной безопасности.
Задачи исследования
Оценить эффективность социально-психологического тренинга по следующим показателям стрессоустойчивости: тревожность; оценка влияния травматического события; интенсивность чувств, влияющих на регуляцию психического состояния, самочувствие, активность, настроение.
План исследования
2.6 Определить показатели стрессоустойчивости применительно к специфике деятельности пожарных.
2.7 Разработать программу социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости.
2.8 Оценить эффективность социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости у курсантов 3 курса УГПС МЧС России факультета инженеров пожарной безопасности.
Методы исследования
Эмпирические (тестирования, опросники), статистическая обработка данных.
База исследования
2 группы курсантов 3 курса университета Государственной противопожарной службы МЧС факультета инженеров пожарной безопасности по 30 человек
ГЛАВА I.
ПРОБЛЕМА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости
В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать. [14]
Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции. [14]
Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре - пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.
Селье Г. выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания.[13]
Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустрессСелье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий. [13]
В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу само...
Взаимосвязь личностных особенностей курсантов первого года обучения с уровнем социально-психологической адаптации в военном ВУЗе
Процесс социально-психологической адаптации и критерии ее эффективности. Характеристика военной деятельности. Этапы адаптации курсантов к обучению. Ис...
Римское право. Схемы.
Иркутск: Иркут.ГУ, 2006. —
150 с.
Сборник схем разработан в соответствии с учебным
планом подготовки курсантов юридических факультетов в вуз...
Гендерные различия стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел
Теоретические аспекты изучения стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел. Организация исследования и диагностирования гендерных различий...
Гендерный аспект стрессоустойчивости работников торговли
Взаимосвязь перенапряжения и физиологических свойств организма. Гендерные аспекты профессиональной деятельности. Исследование стрессоустойчивости мужч...
Программа формирования стрессоустойчивости учащихся старших классов
Понятие, функции и структура стрессоустойчивости, основные факторы, влияющие на ее развитие. Методика разработки программы формирования стрессоустойчи...