Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Молодость как период интеллектуального и личностного развития человека

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Молодежь как социально-психологическая категория. Теоретическое обоснование проблемы интеллектуального и личностного развития человека в период молодости: психологические особенности, специфика направленности личности; профессиональное самоопределение.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Нижегородский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Психология развития и возрастная психология

Тема

Молодость как период интеллектуального и личностного развития человека

Фамилия студента

Захарова

Имя студента

Марина

Отчество студента

Владимировна

№ контракта

09200070701005

Содержание

  • Введение
    • 1. Теоретическое обоснование проблемы интеллектуального и личностного развития человека в период молодости
    • 1.1 Молодежь как социально-психологическая категория
    • 1.2 Психологическая характеристика периода молодости
    • 2. Некоторые особенности развития в период молодости
    • 2.1 Направленность личности в период молодости
    • 2.2 Профессиональное самоопределение в период молодости
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список использованных источников
  • Приложения

Введение

каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения - не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда - и его судьба.

выбор профессии предопределяет успех профессиональной и жизненной карьеры. На работе человек приобретает друзей, включается в сообщество людей, близких по интересам, жизненным смыслам. И если человек не сумел найти себя в профессии, не удовлетворен ее результатами, он не чувствует себя комфортно.

Потребности молодежи в профессиональном самоопределении, психологической поддержке в процессе преодоления трудностей профессиональной жизни, конфликтов, неудовлетворенности трудом, профессиональной усталости; оказание помощи при вынужденном увольнении, потере трудоспособности - все эти социально и личностно значимые проблемы настоятельно требуют подготовки способных их решать практических психологов.

Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.

Проблема молодости является предметом исследований многих психологов. В рамках настоящей работы мы попытаемся определить специфику данного возрастного этапа.

Цель работы - определить специфику молодости как периода интеллектуального и личностного развития человека.

Объект работы - развитие личности

Предмет работы - молодость как период интеллектуального и личностного развития человека.

Задачи работы:

1. Произвести анализ места молодежи как социально-психологической категории в обществе

2. Определить психологические особенности периода молодости

3. Выявить специфику направленности личности в период молодости

4. Охарактеризовать особенности профессионального самоопределения в период молодости.

Структура работа соответствует цели и включает: введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.

1. Теоретическое обоснование проблемы интеллектуального и личностного развития человека в период молодости

1.1 Молодежь как социально-психологическая категория

Термин "молодежь" является многоаспектным в своем толковании. Это и подростки, уже считающие себя вышедшими из этого возраста, а посему не признающие ни внешних регуляторов, ни, тем более, внутренних запретов; и уже обремененные семейными заботами молодые родители.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь -- поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. - СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. - С. 78.

Согласно определению толкового словаря, молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества.

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни - семейной и несемейной социализации.

Социализация - это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности Волкос Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие. - Ростов - н./Д.: Феникс, 2001. - С. 12.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Социализация охватывает процесс и результаты взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний. Особо хочется выделить мысль авторов о социализации как о процессе взаимодействия индивида с социальным окружением (например, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский). В этом видится начало отхода от понимания пассивной роли индивида в социализации.

Социализация по своей сути является процессом взаимо- и самореализации личности в ходе ее активно-трудовой деятельности. Здесь важно также указать, что социализация личности - не просто однонаправленный процесс обучения индивида социальным ролям, но и процесс взаимовлияния. Возможность такого влияния заложена в наличии определенной свободы для активности личности, реализующей в огромном многообразии вариантов интеракции личности в ходе социализации. Разнообразно и сочетание основных сил, влияющих на этот процесс. Это и физические, и психические, и социальные особенности человека. Под влиянием разнообразия и многогранности каждого индивида в конкретных вариантах взаимодействия формируются уникальные личности с индивидуальными особенностями реализации моделей социализации.

Психологические, экономические и культурные характеристики молодёжи претерпели значительные изменения в результате демографических изменений и изменений в социальной окружающей среде, индивидуальном и коллективном поведении, отношениях внутри семьи и условий на рынке труда.

Общественные проблемы, по сути, во многом ведут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследования молодежи вне общества в целом абстрактны, неполны. На этом основании строится широко распространенная ошибка, что никаких особых проблем молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать. Если решить проблемы общества - решатся и проблемы молодежи.

В книге "Социология молодёжи" под редакцией В.Т. Лисовского молодежные проблемы подразделяются на две группы. К первой относятся специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи. Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи и т. д.).

Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, поскольку именно о...

Другие файлы:

Акмеологические технологии сопровождения личностного и профессионального развития человека
Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования и запросов клиентов. Тренинг как разновидность акмеологических технологий личнос...

Изучение интеллектуального развития и адаптации человека
Рассмотрение специфики интеллектуального развития человека и показателей его интеллектуальных возможностей. Изучение методики диагностики социально-пс...

Социальный педагог: цели, функции, задачи деятельности
Цели деятельности социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравствен...

Психология детей начальных классов
Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников. Адаптационный период ребенка-первоклассника. Динамика школьных страхов на начальной ступе...

Анализ интеллектуального и личностного развития детей, воспитывающихся при разных формах родительского попечения
Сравнительная характеристика условий и результатов развития детей, лишенных родительского попечения в семье и в различных типах детских интернатных уч...