Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Анализ интеллектуального и личностного развития детей, воспитывающихся при разных формах родительского попечения

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сравнительная характеристика условий и результатов развития детей, лишенных родительского попечения в семье и в различных типах детских интернатных учреждений. Исследование интеллектуальных способностей и ценностных ориентаций младших школьников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ

Е. И. Комкова

Комплексное изучение человека предполагает рассмотрение его целостности через выявление разнообразных связей, составляющих эту целостность. Б. Г. Ананьевым была заложена основа комплексного изучения человека, в основе чего лежит идея о том, что в целостной природе человека не существует изолированных функций, процессов, независимых способностей, свойств, качеств. Отмечая разноуровневые признаки психического, он указывал на необходимость изучать и выявлять координацию и субординацию структур, входящих в состав сложной системы. Отсюда при изучении структурных компонентов человека он предлагал руководствоваться двумя принципами: субординационным и координационным. Субординационный, или иерархический, принцип представляет собой подчинение элементарного сложному. Координационный - допущение относительной автономности или самостоятельности коррелируемых свойств. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности. Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности, а происходит становление его как субъекта познания, труда и общения. Человек как целостная интегрированная система требует при его изучении не только системного подхода, но и сочетания последнего со структурным подходом, что может быть обеспечено специальной организацией исследования. Критериями интегрированности системы согласно Б. Г. Ананьеву служат число и величина значимых коэффициентов корреляции, отражающих межфункциональные связи [1].

Цель данного психолого-диагностического исследования заключалась в описании системы функционирования интеллектуально-личностных показателей как целостности и интегрированности психического развития. Оно было проведено в феврале - марте 2002-2003 гг. в рамках государственной программы "Дети Беларуси", подпрограммы "Сравнительная характеристика условий и результатов развития детей, лишенных родительского попечения в семье и различных типах детских интернатных учреждений" (раздел I 1/5). Выборка составила 42 мальчика и 48 девочек 9-10 лет и 186 детей 13-15 лет: учащиеся СШ № 181 (дети из полной семьи), дети из детского дома № 4 и Клецкого детского дома, дети из детской деревни и приемные дети.

Для изучения интеллекта младшего школьника был использован тест Д. Векслера [2], для изучения личности младшего школьника использовался личностный опросник Р. Б. Кеттелла [3]. Личностные качества у подростков также изучались с помощью опросника Р. Кеттелла (форма С) [4], а социальный интеллект - на основе модели Дж. Гилфорда [5]. Система ценностей изучалась с помощью методики Рокича [6], которая позволяет охарактеризовать систему терминальных (целевых) ценностей и инструментальных (т. е. с помощью чего и как цели будут достигнуты).

Следует сразу отметить, что полученные результаты личностных показателей у младших школьников отличаются от показателей, которые обнаружены И. М. Никольской и Р. М. Грановской (2001) при исследовании более 200 детей в 2001 г. [7] Они отличаются как по факторам, так и по полу. Если в их исследовании отмечена биполярность в шкалах D (уравновешенность/возбудимость), H (робость/смелость), I (твердость/ мягкосердечность), O (самоуверенность/подавленность), Q3 (социальная нормативность) и Q4 (расслабленность/напряженность), то в нашем исследовании для всех детей оказались характерными низкие значения по шкалам B, D, E, F и высокие по шкале G. Поскольку дети, которые были обследованы нами, находятся в разных социальных условиях, то нет ничего удивительного в том, что в нашем исследовании обнаружились различные данные у детей различных форм семейного воспитания.

И. М. Никольская и Р. М. Грановская согласно сочетанию цифрового диапазона средних значений описывают тип личности. На основе часто встречаемой типологии в каждом из факторов можно определить, хотя и приблизительно, наиболее преобладаемый тип личности младшего школьника. В основу данной типологии положена типология личности Р. Кеттелла, в которую входят гармоничный, конформный, чувствительный, тревожный, доминирующий, интровертированный, инфантильный типы и тип личности с задержкой интеллектуального развития. Последний тип личности нами не принимался во внимание, поскольку он требует точного подтверждения диагноза степени умственной отсталости. В некоторых факторах средние значения не вписывались в предлагаемый диапазон средних значений. Однако это не помешало нам определить наиболее часто встречаемую типологию личности в изученных группах.

В данном исследовании представилось возможным определить тип личности у детей из полных семей: у мальчиков - гармоничный, у девочек - гармоничный и чувствительные типы; у девочек из детского дома - гармоничный тип. У остальных детей тип личности определить не удалось. Следовательно, устойчивый тип личности формируется при постоянных семейно-воспитательных условиях, которыми являются полная семья и детский дом.

Статистически значимые коэффициенты корреляции при уровне значимости 0,05 одиннадцати личностных шкал по Кеттеллу (исключая шкалу В - мышление) и пятнадцати показателей интеллекта по Векслеру у детей младшего школьного возраста в первом срезе показали следующее (табл. 1).

У девочек, воспитывающихся в полной семье, хорошая долговременная память связана с высокой уравновешенностью и независимостью, а способность сохранять арифметические процессы - с независимостью. Зрительно-двигательная интеграция - с эмоциональной неуравновешенностью. Вербальный интеллект коррелирует с независимостью и беспечностью, а общий интеллект - с озабоченностью и низкой добросовестностью. Из четырех статистически значимых коэффициентов корреляции три связаны с вербальными способностями и только один - с невербальными. В младшем школьном возрасте у девочек, воспитывающихся в полной семье, в большей степени с интеллектуальными функциями связан такой личностный фактор, как независимость.

У мальчиков младшего школьного возраста из полной семьи холодность связана с визуальной перцепцией и невербальным КИ, долговременная память, общая осведомленность и овладение понятиями соотносятся с эмоциональной стабильностью. Уравновешенность коррелирует со способностью к анализу соотношений, независимость - со скоростью арифметических операций, робость - с визуальной перцепцией, а смелость - с зрительно-двигательной интеграцией. Высокая напряженность соответствует хорошей осведомленности и визуальной перцепции отношений.

Таблица 1

Количество значимых коэффициентов корреляции у разных групп испытуемых

Дети из полной семьи

Дети из детского дома

Дети из детской деревни

Приемные дети

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Векслер

6

11

7

16

3

5

9

5

и Кеттелл

3,6%

6,7%

4,2%

9,7%

1,8%

3%

5,5%

3%

Величины

0,433-0,805

0,387-0,867

0,586-0,82

0,538-0,985

0,62-0,748

0,683-0,813

0,771-0,914

0,683-0,775

У девочек из детского дома способность усваивать основные арифметические процессы соотносится с такими личностными качествами, как независимость, беспечность, добросовестность, смелость и озабоченность (связь арифметического субтеста с факторами F, G, H, O). Однако ясно, каким образом способность к зрительно-двигательной интеграции способствует независимости (субтест "лабиринты" и фактор Е). При этом общие вербальные способности позволяют им реалистично подходить к решению ситуации. У девочек из детского дома личностные факторы в большей степени связаны с вербальными способностями (пять из шести).

У мальчиков, воспитывающихся в детском доме, система связей интеллектуальных функций и личностных факторов еще более усложнена. Фактор С, высокие значения которого отражают уверенность в себе и спокойствие, связаны с хорошей визуальной перцепцией и способностью к синтезу невербального материала. Достаточная способность организовывать индивидуальный опыт и овладевать вербальными понятиями, а также хорошее функционирование кратковременной памяти коррелируют с подчинением взрослым при социальном взаимодействии. Визуальная образность и зрительно-моторная координация связаны с самоуверенностью и спокойным оптимистичным настроением. Личностные факторы одинак...

Другие файлы:

Работа с детьми Черлакского детского дома
Настоящая работа посвящена острой, актуальной и все еще мало разработанной теме – особенностям психологического развития детей, воспитывающихся вне се...

Психологические особенности развития личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в родной семье и детском доме
Особенности физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Влияние семьи на развитие личности ребенка. Личностные...

Особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами
В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения («Очерки о развитии детей, оставш...

Специфика деятельности специалиста по социальной работе по профилактике склонности к правонарушениям среди детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сиротство как социальный феномен. Особенности личностного развития детей-сирот, проявление склонности к правонарушениям детей-сирот и детей, оставшихс...

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление статуса. Законодательно установленные формы устройства детей, лишенных роди...