Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Влияние Я-концепции на социально-психологическую адаптацию подростков и ранних юношей

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сущность, структура и значение Я-концепции. Анализ взглядов отечественных и зарубежных психологов различных направлений на понятие социально-психологической адаптации личности. Диагностика и методика развития адаптации и самооценки подростков и юношей.
Краткое сожержание материала:

1

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников (Ф. Бэкона, М. Монтеня, Микеланджело, Леонардо да Винчи).

Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, социологии и психологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем сознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция. Она возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психологического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психологическое приобретение. Я-концепция оказывает влияние на все стороны жизни человека: на эмоциональное самочувствие, стрессоустойчивость и отношение к окружающим, на особенности и характер поведения, на удовлетворенность работой, учебой, семейными отношениями.

Изучая становление личности в процессе взаимодействия человеческого индивида со своим социальным окружением и его социализацию, психологи все больше делают акцент на тех аспектах личности, которые направлены на ее психологическую адаптацию к той социальной среде группы, организации всего общества, в которой протекает эта активность.

Изучение адаптации человека приобретает в последнее время особую актуальность в связи с возрастанием интенсивности действия и увеличением числа стрессогенных факторов, принимающих зачастую напряженный характер и достигающих иногда критического состояния. Все это обуславливает повышенные требования к адаптационным механизмам личности.

Необходимость изучения в современной психологии социально-психологической адаптации индивида, кроме того, определяется самой логикой развития науки, которая, собирая и анализируя результаты исследований, накопила определенный потенциал и переходит к все более глубокому изучению детерминации и динамики психологических явлений.

Мы рассматриваем в данном исследовании один из аспектов социально-психологической адаптации: влияние Я-концепции на нее.

Теоретическое и прикладное развитие понятия Я-концепции приобрело, благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Эриксона, Р. Бернса. В российской психологии Я-концепцией занимались П.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, В.В. Столин, А.А. Реан и другие.

Идея социально-психологической адаптации личности в той или иной мере затрагивалась и даже была конкретно исследована в работах ряда видных психоаналитиков (З. Фрейда, Г. Гартмана, Э. Эриксона, А. Адлера), интеракционистов (Л. Филипса, Т. Шибутани), необихевиористов, гуманистов. Определенный интерес к психологической адаптации наблюдается и в работах отечественных психологов Г.М. Андреевой, В.В. Столина, А.А. Налчаджяна, А.А. Пергаменщика, И.А. Погодина и других.

В качестве теоретической базы для данной работы была выбрана модель Я-концепции М. Розенберг и взгляды на социально-психологическую адаптацию А.А. Налчаджяна.

Цель данной работы: проследить влияние Я-концепции на социально-психологическую адаптацию подростков и ранних юношей.

Объект исследования: Я-концепция и социально-психологическая адаптация старшеклассников.

Предмет исследования: влияние Я-концепции на социально-психологическую адаптацию.

Гипотеза исследования: сформированность позитивной Я-концепции влияет на успешность социально-психологической адаптации в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Для достижения цели исследования представляется необходимым выполнение следующих задач:

анализ взглядов отечественных и зарубежных психологов различных направлений на понятие социально-психологической адаптации личности;

изучение Я-концепции в различных психологических теориях;

рассмотрение вопросов о социальной адаптации и социализации;

исследование разновидностей стратегий, критериев и механизмов социально-психологической адаптации;

изучение направления взаимосвязей между социально-психологической адаптацией и Я-концепцией личности;

изучение возрастных аспектов Я-концепции в подростковом и юношеском возрасте.

В исследовании использованы следующие методики:

1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

2. Методика «Самооценка».

3. Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе.

1. Я-КОНЦЕПЦИЯ и социально-психологичесКая адаптация личности В ПОДРОСТКОВОМ И РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ

Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом У.Джеймсом в конце XIX века. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А.Маслоу, К.Роджерса, Э.Эриксона, Р.Бернса.

В российской психологии проблемой Я-концепции занимались Б.Г.Ананьев, И.С.Кон, Д.А.Леонтьев, А.Б. Орлов, В.В. Столин, А.А. Реан и др.

Теоретически с этим понятием связаны такие психологические термины, как самооценка, самосознание, самоактуализация, хотя все они имеют содержательную самостоятельность.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: «Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем» [1, с.30-31].

С точки зрения современной психологии Я-концепция не является некой унитарной сущностью, а, скорее, есть система представлений человека о самом себе, фиксирующая уникальное своеобразие собственного Я. В связи с этим актуальным является вопрос, что же является содержанием Я-концепции, и в чем заключается разница между самостью и Я-концепцией. Определение категории самости дал У.Джемс в "Принципах психологии". Он определил самость как сумму всеобщностей, принадлежащих ей, включающую мысли о себе, настроения и состояния, реальные и нереальные владения и т.д. Джеймс выделял материальную, духовную, социальную самость и чистое эго. Он рассматривал два аспекта самости: самость как познающую /I/ и самость как познанное /Ме/. У человека есть некое представление о себе, ощущение себя. I - это представление о себе в данный момент времени, здесь и сейчас. Me - это совокупность пройденного и ощущаемого в прошлом [2, c.89].

Ч.Кули ввел понятие зеркальной самости. Он обосновывал, что мир человеческих самоощущений есть следствие оценок, транслируемых от значимого окружения. С точки зрения Кули, самость - это то, что мы в языке фиксируем как "Я" и "Мое".

Г.Мид, основатель интеракционизма, рассматривал самость как основу человеческого существования, подчеркивал ее рефлексивный характер, проявляющийся в том, что человек становится социальной сущностью только тогда, когда рассматривает себя через призму других людей, лишь включая в себя окружающих людей, начиная оценивать себя через призму их оценок, оценивать собственные действия с учетом возможной реакции других.

С точки зрения Бруно, самость, во-первых, являет собой уникальную человеческую сущность, предоставленную в пространстве и во времени. Во-вторых, самость представляет своеобразное Я, эго личности. В-третьих, она представляет ощущение собственной идентичности, отражение собственного бытия на протяжении истории всей жизни человека. Первин определил самость как сложное динамическое единство, отражающее реализующееся поведение, опосредующее и регулирующее его. Эриксон отождествлял самость с идентичностью, а Роджерс - с Я-концепцией.

В современной психологии часто отождествляются понятия «самость» и «Я-концепция». Однако, если самость включает все аспекты человеческой сущности, в том числе и неосознаваемые, то Я-концепция - только осознаваемые, фиксируемые человеком и выступающие для него как ориентиры для самооценки, саморазвития. При этом, рассматривая содержательные аспекты, мы можем говорить о том, что содержание самости - это...

Другие файлы:

Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей
Возрастные особенности подростков и юношей. Теоретические основы самовоспитания подрастающего поколения, обзор основных методов и проблем. Диагностика...

Особенности влияния познавательных процессов детей младшего школьного возраста на социально-психологическую адаптацию
Факторы и подходы к изучению дезадаптации. Особенности познавательных процессов в школьном возрасте. Исследование корреляционной зависимости между уро...

Способы самовыражения подростков как социально-педагогическая проблема
Психологическая и социально-педагогическая характеристика подросткового возраста. Психоаналитическая, интеракционистская и культурологическая концепци...

Психолого-педагогической анализ особенностей детской субкультуры
Субкультуры играют очень большую роль в социализации, так как они представляют собой своеобразный способ дифференциации развитых национальных культур,...

Исследование взаимоотношений старшеклассников и родителей
Характеристика отношений между родителями и детьми как фактора развития ребенка на ранних стадиях. Основные стили воспитания, возможные отклонения и р...