Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Исследование взаимоотношений старшеклассников и родителей

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Характеристика отношений между родителями и детьми как фактора развития ребенка на ранних стадиях. Основные стили воспитания, возможные отклонения и роль семьи в развитии подростков, юношей и девушек. Механизм взаимоотношений старшеклассников и родителей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Краткий обзор психологических подходов к работе с детско-родительскими отношениями, существующих в рамках различных теоретических концепций

1.2 Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка

1.2.1 Отношения между родителями и детьми на ранних стадиях развития

1.2.2 Стили родительского воспитания, и влияние их на развитие ребенка

1.2.3 Отклонения в воспитании

1.2.4 Детско-родительские отношения в подростковом возрасте

1.2.5 Роль семьи в развитии подростков, юношей и девушек

1.2.6 Механизмы влияния родителей на подростков и юношество

Глава2. Практическая часть. Экспериментальное исследование взаимоотношений старшеклассников и родителей

2.1 Программа исследования

2.2 Анализ полученных результатов

Заключение

Библиография

Введение

Главная задача семьи - выполнение родителями функций воспитания.

Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, Т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная.

Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности "внешнего" проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Конфликт в отношениях родителей и детей редко возникает случайно и внезапно. Ускоренный темп современной жизни, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми.

Специфика детско-родительских отношений в контексте психологии межличностных отношений заключается в том, что они характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Существует также определенная амбивалентность в отношениях родителя и ребенка - с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому. Особенностью родительского отношения к ребенку заключается также и в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка.

К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, А. Фромм, Р. Снайдер и др.), но чаще психологи практики.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье.

Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от "я", для ребенка "я" производное от семьи. Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры - всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью, как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, полагаем, что

Существуют "нормальные" и "нарушенные" детско-родительские отношения, которые непосредственно обуславливают трудности в развитии ребенка.

Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

Целью: работы является исследование детско-родительских отношений как фактор развития ребенка.

Объект исследования: особенности детско-родительских отношений. Предмет исследования: взаимоотношения старшеклассников и их родителей

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

1 )исследовать отношения между детьми и родителями в семье, и как это влияет на развитие ребенка.

2)выявить взаимосвязь между родительским отношением и отношением ребенка к родителям.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Краткий обзор психологических подходов к работе с детско-родительскими отношениями, существующих в рамках различных теоретических концепций

Как правило, психологические подходы в работе с родителями существуют в рамках определенных теоретических концепций. Рассмотрим наиболее известные из них.

Необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования детского развития впервые была декларирована в рамках психодинамического подхода. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте (3. Холл, А. Фрейд, К. Хорни). Сведения, полученные в работах Т. Адорно, В. Шутца, Дж. Боулби, э. Эриксона, М. Эйнсворт и др., снискали широкую популярность и признание. Они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.

В русле психоаналитического направления приобрела известность трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца (1958). По его мнению, для каждого индивида характерны три межличностные потребности: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение этих потребностей может приводить к психическим расстройствам. Сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. Это положение теории В. Шутца воспроизводит фундаментальное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности. Под включением Шутц понимает потребность быть включенным в группу. Отношения ребенка и родителей являются позитивными, если они насыщены контактами, и негативными, если родители общение с ребенком сводят к минимуму. Если ребенок неадекватно интегрирован в семейную группу, в дальнейшем он может проявлять недостаточное социальное или сверхсоциальное поведение.

Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого с ребенком по праву можно считать Альфреда Адлера. Адлерианское направление в работе с родителями имеет свои методы, способы и приемы в работе с родителями и детьми, оно в значительной мере социально направлено и может рассматриваться как отличное от психоаналитического подхода. В 1919 году А. Адлер основал в Вене психопедиатрический центр, где он развивал свой инновационный консультационный подход и работал с детьми, родителями ипреподавате. И. Ансбахер полагал, что именно Адлер впервые официально и публично использовал понятие "семейная терапия".

Проблемы воспитания всегда волновали Адлера; одна из его первых психологических работ называлась "Врач как воспитатель" (1904). В 1912 году вышла другая его статья - "Воспитание родителей". В этой статье, как справедливо замечает Е. В. Сидоренко, содержатся идеи, которые во многом предвосхищают многие современные направления психологии. Вот рекомендации Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка (цитируется по Е. В. Сидоренко).

"1. Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка.

Главнейший помощник воспитания - любовь. Любовь ребенка - безусловная гарантия его воспитуемости.

2. Лучшая поддержка в развитии ребенка - его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость величайшее счастье для него.

3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.

4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.

5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.

6. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения".

Другие файлы:

Исследование ценностных ориентаций старшеклассников
Психологические особенности трудового воспитания личности старшеклассников. Становление экономической компетентности у старших школьников. Исследовани...

Влияние ценностных ориентаций родителей на старшеклассников из неблагополучных семей
Основные факторы воздействия на ценностные ориентации старшеклассников. Теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи. Опросник "Поведение роди...

Взаимосвязь детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей
Теоретические аспекты взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений, понятие о повторном браке, сиблингах и сиблинговой п...

Проблемы взаимоотношений родителей и подростков
Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. Методика, описывающая межличностные отношения в семье, с точки зрения подростк...

Годитесь ли вы в химики?
Увлекательно и непредвзято изложена проблема взаимоотношений между химической наукой, промышленностью и человеком. Приведены тесты, позволяющие выявит...