Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей
Краткое сожержание материала:
Размещено на
25
Размещено на
- Министерство образования и науки РФ
- Федеральное агентство по образованию
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
- Кафедра психологии
- Курсовая работа
- Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей
- Выполнила: студентка 3 курса
- 531 гр. ХГФ ОЗО
- Зинчук В.В.
- Нижний Тагил
- 2011
- Оглавление
- самовоспитание подросток юноша
Введение
Глава 1. Теоретические основы оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей
1.1 Возрастные особенности подростка
1.2 Возрастные особенности юношеского возраста
1.3 Теоретические проблемы самовоспитания подростков и юношей
1.4 Характеристика основных методов самовоспитания
Глава 2. Педагогическая деятельность по оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей
2.1 Организация самовоспитания подростков и юношей
2.2 Влияние искусства на процесс самовоспитания подростков и юношей
2.3 Диагностика готовности подростков и юношей к самовоспитанию
2.4 Диагностика акцентуации характера подростков и педагогическая помощь им в самовоспитании
Заключение
Литература
Приложения
Введение
За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: «Познай себя! И ты познаешь людей, мир, Вселенную». «Начни с себя!» - отозвался другой мудрец в другое время. И изменяя себя к лучшему, ты изменишь соотношение добра и зла в этом мире. Но как подступиться к Себе, как ухватить свое многоликое Я, с чего начать это Начало? ...
В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам и совершенствуется. Практически всю жизнь человек занимается самовоспитанием. Воспитывая и изучая себя, он приобретает и совершенствует такие качества, которые пригодятся ему в трудовой деятельности и в дальнейшей жизни. Именно поэтому проблема самовоспитания остается актуальной и по сей день.
Самовоспитание - это целенаправленное действие самого воспитуемого, намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения.
Сознательное и целеустремленное самовоспитание начинается обычно в подростковом возрасте. Подростки обладают значительным опытом самостоятельной деятельности. У них появляются навыки самоконтроля и самоанализа. Они пытаются разобраться в своих поступках, стремятся быть похожими на взрослых. У них формируются основы характера, вырабатываются устойчивые привычки поведения.
Чем старше школьники, тем лучше они понимают, что самовоспитание начинается, прежде всего, с самокритической оценки их поступков, с осознания недостатков и путей их преодоления. В юношеские годы самовоспитание сочетается с самообразованием, с самостоятельным приобретением и расширением знаний о природе, обществе и человеке. В старших классах учащиеся приучаются более критически оценивать свои поступки. У них больше по сравнению с подростками развита способность анализировать и критически оценивать свои поступки и действия.
В подростковом и раннем юношеском возрасте роль самовоспитания в становлении личности имеет особенно важное значение, поскольку в это период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. Под воздействием этих факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Вследствие этого изменяется его отношение к школе, к учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.
Несмотря на несомненную важность самовоспитания в образовательных учреждениях этой проблеме не уделяется должного внимания. Работа по организации процесса самовоспитания подростков и юношей либо отсутствует, либо проводится не систематически.
Объект исследования - самовоспитание подростков и юношей.
Предмет исследования - оптимизация процесса самовоспитания подростков и юношей.
Цель исследования - выявить пути оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей.
2. Охарактеризовать основные методы самовоспитания подростков и юношей.
3. Ознакомиться с педагогической деятельностью по оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей.
4. Раскрыть содержание и формы работы по организации самовоспитания подростков и юношей.
5. Доказать, что искусство является средством самовоспитания подростков и юношей.
6. Провести анкетирование по готовности старшеклассников к самовоспитанию и диагностику акцентуации характера подростков.
Гипотеза: процесс самовоспитания подростков и юношей будет более эффективным, если регулярно проводить с ними занятия по самодиагностике, самосовершенствованию, саморазвитию.
Глава 1. Теоретические основы процесса самовоспитания подростков и юношей
1.1 Возрастные особенности подростка
Подростковым возрастом считается возраст от 13 до15 лет. Этот период- сложный и во многом противоречивый в жизни ребенка. Это возраст, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности и становление характера. Это период завершения детства и начала вырастания из него. Все подростки - школьники и находятся на иждивении родителей или государства. Их основная деятельность - учеба.
Важнейшие особенности этого периода - чувство взрослости и стремление к самостоятельности. Это стремление накладывает отпечаток на все стороны личности, на чувства, на поведение. Чувство взрослости выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее, которого он фактически еще не достиг. Именно из-за этого у подростка возникают конфликты с родителями, с педагогами и с самим собой. Подросток не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых.
Так же важным моментом в развитии подростка является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. В этом возрасте объектом глубокого интереса и познавания становится другой человек, его внутренний мир, его поведение и способности. Вследствие этого у подростка появляется потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих мыслях и чувствах. В этом возрасте возникает потребность понять самого себя. А повышенный интерес к самому себе - это необходимое условие развития личности любого человека. На основе этой потребности развивается стремление к самовоспитанию, к формированию у себя положительных, и к преодолению отрицательных качеств личности.
Также в этом возрасте появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и мечтам. Подростков волнуют вопросы: какой у них характер, как преодолеть свои недостатки, как научиться понимать других людей. Более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, и это не дает возможности на какое-то время остановиться, оглядеться, разобраться в своих целях - ведь заданный ритм жизни заставляет двигаться вперед и в первую очередь хорошо учиться. Подростковый возраст можно назвать критическим в жизни ребенка. Так как в этот период происходят столкновения, непонимания, но это так же и необходимый этап в жизни любого человека, даже обязательное условие его развития. Эта проблема никак не должна перекрыть путь для самостоятельного поиска, широкого общения, проб и ошибок, и познания себя. Опыт, который получают подростки благодаря самопознанию, закладывает основы самовоспитания и определяет сторону становления личности. Чтобы справиться с задачами собственного развития, подросткам нужно иметь для этого некий багаж, который частично основан на опыте и способностях, приобретенных еще в детстве.
Такая вышеописанная характеристика подростков - идеальная модель для подражания. Но не у всех подростков находится желание познавать себя, стремиться к самовоспитанию, формировать у себя положительные черты и и преодолевать отрицательные. А ведь такой идеальной модели подростка должен достичь каждый ребенок в этом возрасте, иначе разрушится фундамент для переход...
Самовоспитание личности: пути, средства и методы
Сущность понятия "самовоспитания". Особенности самовоспитания подростков. Деятельность, направленная на полную реализацию человеком себя как личности....
Приемы самовоспитания воли в юношеском возрасте
Основные труды по проблемам самовоспитания. Движущие силы и механизм самовоспитания. Взгляд на феномен воли. Волевые качества и их развитие. Приемы са...
Влияние Я-концепции на социально-психологическую адаптацию подростков и ранних юношей
Сущность, структура и значение Я-концепции. Анализ взглядов отечественных и зарубежных психологов различных направлений на понятие социально-психологи...
Особенности самовоспитания в спорте
Основные методы воспитания юных спортсменов в современном спорте. Методические подходы к организации самовоспитания в единоборствах. Изучение психолог...
Технология стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию
Самовоспитание личности как педагогический феномен. Реализация технологии стимулирования самовоспитания подростков на основе элективного курса "Профес...