Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Методика проведения работы по сенсорному воспитанию в СДУ (специальное дошкольное учреждение)

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
КУРСОВАЯ РАБОТАПо предмету:«Специальная методика дошкольного воспитания»Тема:«Методика проведения работы по сенсорному воспитанию в СДУ (специальное дошкольное учреждение)»СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ31.1Возрастные закономерности развития сенсорики61.2. Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом82. Методика сенсорного воспитания в СДУ173. Экспериментальное исследование сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью233.1 Задачи и методика эксперимента233.2 Анализ полученных результатов25ЗАКЛЮЧЕНИЕ36СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ39ВВЕДЕНИЕАктуальность темы. Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные З.М.Богуславской, Л.С.Венгером, А.В.Запорожцем, В.П.Зинченко, А.А.Катаевой, Н.Н.Поддъяковым, А.П.Усовой выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место.В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной специальной педагогики и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей, имеющих выраженные нарушения интеллекта. Это обусловлено, прежде всего, значительным ростом детей данной категории в обществе, а также предпринимаемыми попытками их воспитания и обучения в условиях семьи и специальных дошкольных образовательных учреждений.Исследования, посвященные проблеме воспитания и обучения детей с выраженной умственной отсталостью, немногочисленны. К тому же исследования сенсорно-перцептивной сферы касаются преимущественно возраста детей, начинающих систематическое школьное обучение (дети 10 и более лет). В исследовании, проведенном А.А.Ереминой, косвенным образом затронуты вопросы сенсорного воспитания детей при обучении их рисованию. Отдельные данные об особенностях сенсорного развития детей с выраженной умственной отсталостью имеются и у Г.В.Цикото, ею же предложен ряд дидактических игр и упражнений для занятий с детьми младшего возраста.Таким образом, проблема возможностей развития сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной умственной отсталостью является малоразрабо-танной. А между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие именно сенсорно-перцептивной сферы менее выражено по сравнению с другими, более высокими сферами психики. Следовательно, относительная сохранность сенсорно-перцептивной сферы позволяет принять в качестве исходной базы работу по совершенствованию этой сферы, что в свою очередь позволит успешно решать задачи по воспитанию их социально-бытовой приспособленности, а, следовательно, и наметить подступы к формированию таких личностных черт, как самостоятельность, независимость и пр.Объектом исследования являются особенности сенсорного развития ребенка дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.Предмет исследования - процесс формирования сенсорно-перцептивной деятельности ребенка дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.Целью исследования является создание методической системы развития сенсорной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в специальных дошкольных учреждениях.Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
  • Изучить состояние теоретической разработанности проблемы сенсорного воспитания детей в общей и специальной психолого-педагогической литературе.
  • Исследовать особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
  • Разработать систему коррекционно-воспитательной работы, направленную на развитие сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
  • Теоретический анализ проблемы, сформулированные цель и задачи работы определили содержание гипотезы исследования. Недоразвитие сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью обусловлено не только органической неполноценностью их центральной нервной системы, но и отсутствием ранней целенаправленной работы по сенсорному воспитанию. Формирование всех компонентов сенсорно-перцептивной деятельности, как мотивационно-потребностного, так и операционально-технического, будет способствовать более успешной реализации потенциальных возможностей психического развития детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в целом.В работе применялись следующие методы исследования: анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы, наблюдение, индивидуальный психолого-педагогический эксперимент, анализ педагогической и медицинской документации, изучение продуктов детской деятельности. Обработка материалов исследования проводилась при помощи методов математической статистики.Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование вносит вклад в психолого-педагогическое изучение особенностей сенсорно-перцептивной деятельности детей младшего возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Результаты могут быть использованы при чтении дисциплин, раскрывающих особенности психического развития и деятельности детей с выраженной умственной отсталостью. Материалы могут быть полезны при знакомстве студентов с особенностями воспитательно-образовательной работы в специальных дошкольных учреждениях.Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.1. Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников с интеллектуальной Недостаточностью
  • Возрастные закономерности развития сенсорики
  • Необходимым условием психического развития ребенка является созревание организма ребенка, его нервной системы (Ватажина Л.А.,Зелингер И.И и др.).Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание анализаторов (прежде всего, зрительного, слухового). Однако эти органические условия создают лишь возможности, предпосылки развития восприятия.Исследования отечественных и зарубежных ученых показали наличие у новорожденных детей ряда рефлекторных реакций,...
    Другие файлы:

    Сенсорное воспитание дошкольников
    Понятие и характеристика сенсорных процессов, их возникновение и развитие у детей раннего возраста. Задачи, содержание и методика сенсорного воспитани...

    Игры-занятия с малышами
    В пособии раскрываются особенности проведения игр-занятий с детьми двух-трех лет с различными предметами, дидактическими и сюжетными игрушками, предме...

    Формирование элементарных математических представлений у детей раннего детства
    Особенности работы по математическому развитию детей раннего возраста в детском саду. Дидактические игры по сенсорному воспитанию. Рекомендации педаго...

    Методические рекомендации для родителей, будущих первоклассников. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Характеристика детского сада
    Знакомство с организацией Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №5" г. Горнозаводска, изучение и анализ документо...