Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего детства

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности работы по математическому развитию детей раннего возраста в детском саду. Дидактические игры по сенсорному воспитанию. Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности и предметно-развивающей среды в группах раннего возраста.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема Формирование элементарных математических представлений у детей раннего детства

Выполнил(а) работу

Зыкина Олеся Владимировна

Руководитель работы

К.П.Н. Доцент

Галкина Л.Н.

Челябинск 2012г.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические аспекты формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

1.1 Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

1.2 Педагогические условия формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Выводы по I главе

Глава II. Изучение особенностей формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста

2.1 Диагностика математических представлений у детей раннего возраста

2.2 Реализация педагогических условий в группах раннего возраста

Выводы по II главе

Заключение

Библиография

Введение

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период раннего возраста относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов -- это необходимое условие и фундамент математического развития ребенка. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.

Практика обучения детей раннего возраста показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети раннего возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 3 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором - третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с 3 года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Следует знакомить с оттенками цвета.

Цель работы-теоретическое обоснование проблемы исследования и определение педагогических условий организации дидактических игр в образовательном процессе при формировании элементарных математических представлений.

Объектом исследования является процесс формирования элементарных математических представлений детей раннего возраста.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования элементарных математических представлений детей раннего возраста.

Гипотеза исследования - процесс формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста будет протекать успешно, если:

- будет осуществляться работа по формированию математических представлений в процессе игровой деятельности;

- будет создана предметно- развивающая среда для организации самостоятельной игровой деятельности детей.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме математического развития детей раннего возраста.

2. Определить условия успешного математического развития детей в группах раннего возраста.

3. Изучить особенности работы по математическому развитию детей раннего возраста в детском саду.

4. Выделить рекомендации педагогам по организации игровой деятельности и предметно-развивающей среды в группах раннего возраста.

База исследования: МКДОУ №5 , село Октябрьское, Челябинской области.

Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложения.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей 3 лет сгруппированы по возрастным группам, а для каждой группы - по видам внешних свойств предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетание разных свойств.) Рекомендуемая последовательность и их использование указана в специальном перечне. Однако эта последовательность не является обязательной. Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб друг друга.

Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Глава 1 Теоретические аспекты формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

1.1 Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста в условиях общественного воспитания.

Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:

-научное обоснование программных требований к уровню раз
вития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;

-совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;

-разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;

-разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;

-разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Ее основные элементы -- цель, содержание, методы, средства и формы организации работы -- теснейшим образом связаны между собой и взаимообусло...

Другие файлы:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Направления работы со старшими дошкольниками, включающие формирование представлений о числах и ознакомление с геометрическими фигурами. Условия обучен...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Роль различных анализаторов в развитии у дошкольников элементарных матема...

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Изучение понятия "формирование элементарных математических представлений" и динамики взглядов на математическое развитие дошкольников. Правила использ...

Влияние сказки на формирование математических представлений старших дошкольников
Теоретические основы формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Сказка и ее возможности в воспитании математически...

Применение общедидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений у детей в ДОО
Исследование применения общедидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений у детей в дошкольных учреждениях. Р...