Самоактуализация
ДГУПО КУРСУПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИСТУДЕНТКИ ФАКУЛЬТЕТА ССМКГР. ЗМ 98-1НЕСТЕРЕНКО ТАТЬЯНЫДНЕПРОПЕТРОВСК1999г.ПЛАН:I. ВВЕДЕНИЕБИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИИСТОКИ ИЗУЧЕНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИII. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ1.Теория самоактуализации2."Пик-переживание"3."Плато-переживание"4.Иерархия потребностей5.Жалобы и мета-жалобы6.Дефициентная и бытийная мотивация7.Дефициентное и бытийное познание8.Дефициентные и бытийные ценности. Дефициентная и бытийная любовь.9.Эупсихика.III. ДИНАМИКА1. Психологический рост 2.Препятствия ростуIV.СТРУКТУРА1.Тело2.Социальные отношения3.Воля4.Эмоции. Интеллект. Самость.V.ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙЗАКЛЮЧЕНИЕЛИТЕРАТУРАВВЕДЕНИЕ.Каким был задуман человек, как вел бы он себя, как относился бы к себе подобным, к своему делу, как понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами? Вот какие вопросы тревожили всю жизнь американского психолога Абрахама Маслоу (1908 -1970), когда он обнаружил, что традиционная психология и психоанализ Зигмунда Фрейда, имевшие дело с патологией, ничем тут помочь не могут. В 1943 году он опубликовал рубежную статью Теория человеческой мотивации , с которой началась новая гуманистическая психология. Так ее стали называть впоследствии. Объектом ее служит психически здоровый человек. В течение многих лет Маслоу изучал людей, находившихся в определенной гармонии с собой, наслаждавшихся жизнью как таковой во всех ее аспектах. Как правило, эти люди добивались значительных успехов в жизни. Хотя психическое здоровье, как замечено ученым, не зависит от социального положения, уровня образования и дохода. Главный показатель тут самодостаточность и самостоятельность. Результаты этих исследований он обобщил в книгеПСИХОЛОГИЯ БЫТИЯ.Исходным пунктом гуманистической психологии являются понятие о мотивации поведения, стремление личности к удовлетворению заложенных в ней потребностей. В сущности, все богатство человеческого поведения обусловлено двумя основными моделями мотивации: стремлением к преодолению дефицита и стремлением к развитию.Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическое благосостоянию. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. . Его работы - в большей степени собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитая теоретическая система.БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК. Абрахам Харольд Маслоу родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей, из еврейской семьи, эмигрировавшей из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование и содействовали этому, хотя, по его собственному признанию, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства: "Удивительно, что, имея такое детство, я не заболел психозом. Я был маленьким еврейским мальчиком среди соседей не евреев. Это немного напоминает ситуацию, когда первый негр поступает в школу для белых. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей". Отношения Маслоу с матерью были наполнены горечью и враждебностью. Мать Маслоу была очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие...