Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Самоактуализация как интегративно личностная компетентность в профессиональной деятельности инженерно-технических работников

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Самоактуализации как потребность, как потоковое состояние, как психологический феномен и теоретический конструкт. Причины поведения индивида. Самоактуализация в структуре личности инженерно-технических работников. Особенности инженерной деятельности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Руководитель работы

_____________________

«__»____________2013 г.

Самоактуализация как интегративно личностная компетентность в профессиональной деятельности инженерно-технических работников

Курсовая работа

по дисциплине

«Психология профессионального самоопределения»

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

По курсу «Психология профессионального самоопределения»

Студенту Зайцевой Ксении Геннадьевне, гр. ПСз-07-1

Тема курсовой работы: Самоактуализация как интегративно личностная компетентность в профессиональной деятельности инженерно-технических работников

Исходные данные:____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемая литература_____________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дата выдачи задания «____» _________________20__г.

Дата представления работы руководителю « __»___________20__г.

Руководитель курсовой работы _________ М. Г. Юркова

подпись

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретический анализ феномена самоактуализации

1.1 Самоактуализации как потребность

1.2 Самоактуализация как потоковое состояние

Выводы по главе 1

Глава 2. Самоактуализация в структуре личности инженерно-технических работников

2.1 Особенности инженерной деятельности

2.2 Самоактуализация как интегративно личностная компетентность инженерно-технических работников

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Современные социальные и экономические трансформации предполагают необходимость поиска резервов человека, обеспечивающих возможность для достижения высшей ступени его развития во всех сферах жизнедеятельности и прежде всего в профессиональной. Одной из личностных характеристик, которые определяют эффективность профессиональной деятельности и возможность для человека развиваться в профессии, является самоактуализация.

Самоактуализация связана с всесторонним и непрерывным развитием творческого и духовного потенциала человека, максимальной реализацией всех возможностей личности, адекватным восприятием окружающего мира и своего места в нем, осознанным стремлением человека реализовать личностный потенциал.

Одной из профессиональных сфер, полноценная реализация в которых невозможна без личностной самоактуализации, является инженерно-техническая деятельность. Основной функцией инженерно- технической деятельности является целенаправленное преобразование объективной действительности в целях научно-технического, экономического и социального развития общества. Осуществить эту функцию будет возможно, только если у инженерно-технических работников как субъектов будут сформированы потребность в самоактуализации, а также готовность и способность к ней.

В настоящее время не существует исследований, посвященных проблеме самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников, несмотря на то, что инженерно-техническая деятельность требует от своих субъектов активной самоактуализации, самосовершенствования, самореализации.

Таким образом, недостаточная изученность этой проблемы предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи исследования.

Цель исследования: изучить феномен самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно- технических работников.

Объект исследования: самоактуализация как психологический феномен и теоретический конструкт, компоненты самоактуализации.

Предмет исследования: самоактуализация в структуре личности инженерно-технических работников.

Задачи исследования

1. Теоретический анализ феномена самоактуализации.

2. Теоретический анализ инженерной деятельности и личности инженера.

3. Теоретический анализ научных подходов к исследованию инженерной деятельности личности инженерно-технических работников, профессиональной компетентности и самоактуализации как феномена.

4. Определение методологической основы исследования по теме.

Практическая значимость курсовой работы заключается в изучении и анализе психологических концепций и выборе методологической основы исследования, представленной в трудах психолога Михай Чиксентмихайи.

Глава 1. Теоретический анализ феномена самоактуализации

1.1 Самоактуализации как потребность

Самоактуализация изучается в рамках философии, психологии, социологии, педагогики, что отразилось в многообразии его трактовок, в наличии синонимических понятий. В научных публикациях понятие «самоактуализация» употреблялось вместе с такими понятиями, как «самоосуществление», «самореализация», «самораскрытие», «самосовершенствование». Как показывает анализ литературы, выделенные категории представляют собой результат осмысления различных сторон общего саморазвития личности в мотивационном («потребность», «стремление») и процессуальном («деятельность», «реализация») аспектах, которые взаимосвязаны, взаимообусловлены и определяют выбор человеком собственной позиции, независимой от внешних влияний.

В психологии феномен самоактуализации стал самостоятельным предметом исследования, который имеет не очень большую, но довольно яркую историю. Наибольшее количество работ по проблеме самоактуализации принадлежит представителям зарубежной гуманистической психологии, разработанной в «противовес» бихевиоризму и психоанализу в середине XX века.

Гуманистическая психология и, в частности, теория самоактуализации, основывалась на методологических принципах, разработанных в начале XX века Левиным К, Гольдштейном К., Олпортом Г.

В 1927 году вышла статья Левина К. «Переход от аристотелевского мышления к галилеевскому», в которой важнейшей новацией Левина К. явилось дополнение существовавшего способа исследования психики новым, позволяющим искать причины поведения индивида не только в его «природе», а во взаимодействии между человеком и его окружением. Необходимо отметить, что препятствием в развитии человека, по мнению К. Левина, является его выключение из значимой деятельности» [31,c.205]. Левин К. считал важнейшим фактором организации поведения человека «наличие одной ведущей идеи, которая контролирует и управляет более частными видами деятельности. Этой ведущей идеей может быть основной замысел или достижение цели» [31].

Принято считать, что первым ввел в научный оборот понятие «самоактуализация» Гольдштейн К.. Он рассматривал самоактуализацию с позиции философской науки, как универсальный принцип жизни и высшей самоактуализации, как основной мотив человеческой жизни.

Гольдштейн К. утверждал, что нормальный организм способен временно отложить любые базовые потребности, если существуют другие, более важные потребности, из чего был сделан вывод, что способности организма определяют его потребности, а не наоборот.

В 1937 году вышла книга Олпорта Г. «Личность: психологическая интерпретация», где он обращал особое внимание на значительную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической, выделяя шесть основных различий: зрелый человек имеет широкие границы своего «Я»; способен к теплым, сердечным социальным отношениям; обладает достаточным уровнем самопринятия; демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания; имеет способность к самопознанию и чувство юмора; обладает цельной жизненной философией, то есть зрелая личность способна видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому выделению значимого в собственной жизни [52].

На наш взгляд, описывая зрелую личность, Олпорт Г. максимально приблизился к расшифровке понятия самоактуализирующейся личности, которое связано с всесторонним и непрерывным развитием творческого и духовного потенциала человека, максимальной реализацией всех его возможностей, адекватным восприятием окружающего мира и своего места в нем, осознанным стремлением человека реализовать свой потенциал.

Многие исследователи отмечают, что те...

Другие файлы:

Профессиональная компетентность социального педагога
Понятие профессионализма и профессиональной компетентности педагога. Залог профессиональной успешности социального работника. Личностная характеристик...

Профессиональная компетентность педагога
Способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Комбинация личностных и профессиональных качес...

Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих
В современных условиях вопросу профессиональной компетентности уделяется большое внимание в связи со сменой концепций учета человеческого фактора на у...

Социокультурная компетентность как залог профессиональной деятельности
Осуществление профессиональной деятельности лингвиста-переводчика в рамках межкультурной коммуникации, ее основные виды. Социально-психологическое изу...

Сущность и содержание профессиональной деятельности социального работника
Понятие профессиональной деятельности и критерии профессионализма. Роль этики в обществе. Личность специалиста и ее профессионально-значимые качества....