Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Особенности монополизации в России

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Основные виды монополии и их характеристика. Характерные черты монополии. Анализ потерь от несовершенной конкуренции. Особенности монополизации в России. Особенности монополизации в России при переходе к рынку. Антимонопольное регулирование в России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Особенности монополизации в России

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Сущность монополий
  • 1.1 Понятие монополии. Виды монополии и их характеристика
  • 1.2 Характерные черты монополии
  • 1.3 Потери от несовершенной конкуренции
  • Глава 2. Особенности монополизации в России
  • 2.1 Истоки монополизации российского рынка
  • 2.2 Особенности монополизации в России при переходе к рынку
  • Глава 3. Антимонопольное регулирование в России
  • Заключение
  • Источники и литература

Введение

Одной из важнейших предпосылок политического, экономического и социального развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики и, в конечном счете, улучшает жизненные условия населения.

Масштабность трансформации российской политической системы в конце XX - начале XXI вв. привела к смене политического режима, правящих элит, формированию многопартийной системы и определению новых направлений и приоритетов государственной политики. Одним из таких направлений стала политика содействия конкуренции и антимонопольного регулирования хозяйственных процессов, которая вошла в число приоритетных направлений экономической политики государства.

Антимонопольная политика в России стала предметом исследований А. Агеева, А. Евстигнеева, В.И. Якунина, А.С. Сулакшина, И.Р. Ахметзяновой, В.Л. Римского, А. Городецкого, Ю. Павленко, А. Френкель, П. Жошкова, Р. Шмалензе и Н. Цукановой, Ю.О. Леонтьевой и ряда других исследователей.

Объектом исследования стали особенность монополизация России и государственная антимонопольная политика.

Предмет исследования - характерные черты российских монополий, деятельность Российского государства и его антимонопольных органов, направленная на развитие конкуренции и ограничение монополистической деятельности

Цель работы - выявить особенности монополизма в экономике России, проанализировать проводимую в нашей стране политику антимонопольного регулирования.

Задачи работы:

1. Раскрыть понятие "монополия". Охарактеризовать её виды.

2. Рассмотреть характерные черты монополии.

3. Выяснить, есть ли потери на рынке несовершенной конкуренции.

4. Охарактеризовать истоки и особенности монополизации в России.

5. Проанализировать особенности антимонопольной политики в России.

При написании работы использовались антимонопольные законы РФ [1,2], Указы Президента РФ [3] и Постановления Правительства [4]; учебные пособия [6,8, 20]; исследования по теме [12,14]; опубликованные в открытом доступе материалы сети Интернет по данной проблеме [7,11,13], в т. ч. сайты крупнейших естественных монополий России [15,16,17].

Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором рассматривается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель и задачи данной работы; трех глав, в которых раскрывается содержание темы, заключения, в котором даны выводы; списка источников и литературы, которые были использованы при написании работы.

Глава 1. Сущность монополий

1.1 Понятие монополии. Виды монополии и их характеристика

Термин "монополия" происходит от греческого monos - "один" и poleo - "продаю" [5; 579]. Монополия - это исключительное право на осуществление определенных действий производственного процесса, предоставляется это право, как правило, государством, за исключением временной монополии. Однако при анализе монополии важно учитывать неоднозначность термина "монополия", так как в реальности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один - единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. В использовании термина "монополия" всегда присутствует известная доля условности [14, с.176]. Монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определённой сфере национального хозяйства.

Но есть и другая трактовка понятия "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель - монополист, производящий основную массу продукции определённого вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие.

Наибольшей степени монополизации рынок достигает в условиях абсолютной или чистой монополии, являющейся полярной противоположностью совершенной конкуренции [10; 249].

Под монополией можно понимать исключительное право распоряжаться производственными ресурсами, как в сфере производства, так и обращении. Другое определение предполагает право оказания определяющего влияния на те или иные сферы общественной жизни, базирующиеся на различных предпосылках - экономических, юридических, политических. Монополией называют и крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной прибыли.

Монополия, таким образом, предполагает единственного производителя, что дает ему право распоряжения всеми видами ресурсов в сфере производства и обращения и определяющего влияния на все сферы общественной жизни.

Отсутствие конкурентов, которое характеризует монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль. В случае монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. К реальным барьерам, препятствующим вступлению в отрасль относятся:

§ эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на некоторое время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурентов;

§ исключительные права. В ряде стран мира правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца. Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий;

§ патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новых продуктов и производственных технологий, что на определённый промежуток времени обеспечивает фирмам монопольные позиции на рынке и гарантирует их исключительные права;

§ собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами, благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монопольного продукта [11].

Можно выделить конкретные виды монополий, сгруппировав их по определенному классификационному признаку. Например, в зависимости от масштаба воздействия на экономику страны бывает абсолютная и чистая монополия. Последняя предполагает наличие крупного предприятия, которое концентрируется на определенной отрасли. В данном случае появление конкурентов на рынке практически невозможно, а монополист полностью контролирует движение производимого продукта на рынке и уровня цен на него. Для абсолютной монополии характерно государственное регулирование, все процессы, происходящие на рынке, находятся во власти государственных органов, которые устанавливают основные принципы деятельности.

Можно выделить некоторые виды монополий, основываясь на критериях причин их появления. К таковым следует отнести искусственные и естественные, а также легальные монополии. Последние обладают "говорящим" названием и формируются под влиянием действующего законодательства. Среди них широкое распространение получила патентная система - присвоение автору какого-либо изобретения прав владения либо выдача разрешения на осуществление определенного вида деятельности. К легальной монополии относится разработка и регистрация определенного торгового знака, который впоследствии становится известным во всем мире и является неким гарантом качества продукта.

Естественными монополистами считаются те предприятия и организации, которые в своей производственной деятельности используют либо редкие материалы, недоступные для других промышленников, либо особые технологии. В нашей стране имеется всего около полутысячи таких предприятий среди четырех тысяч разнообразных монополистов. Можно выделить такие виды естественных монополий, как:

§ компании, задействовавшие в производственном процессе редкие типы металлов, особые сорта винограда и другие элементы, не являющиеся легкой добычей для производителей;

монополизация монополия антимонопольный россия

§ фирмы и организации, заручившиеся поддержкой правительства, например, занимающиеся производством военной техники, строительством дорог и жилых комплексов.

Естественные монополисты оказывают огромное влияние на экономику страны, так как они руководят процессом ценообразования на рынке. Благодаря большому объему производства сокращаются расходы на сырьевую продукцию, что позволяет снизить ее себестоимость. А это создает серьезные проблемы для фирм, занимающихся выпуском аналогичных товаров, но в меньших объемах, ведь им приходится изыскивать пути снижения цен, дабы удержать свои позиции на рынке [7].

Существуют к...

Другие файлы:

Закономерности монополизации экономики и антимонопольная политика
Сущность монополизации, цели и механизмы ее функционирования. Формирования и развития монополий в современной России. Характеристика антимонопольной п...

Анализ проблем монополизации страхового рынка в России и зарубежных странах
Исследование социально-экономических последствий монополистической деятельности для страхового рынка. Государственное регулирование страхового рынка с...

Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика в России
Теоретические аспекты монополии: общее понятие, черты, виды, последствия. Антимонопольное регулирование в отношении естественных и искусственных моноп...

Последствия монополизации рынка. Ординалистская модель потребительского выбора
Общественные потери при монополизации рынка. Характеристика стратегии государственного регулирования монополий. Критерий оптимума потребителя в ордина...

Естественные монополии: необходимость и формы их регулирования
История возникновения естественных монополий. Антимонопольное регулирование в России. Перспектива развития вступления России в ВТО. Проблемы монополиз...