Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика в России

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Теоретические аспекты монополии: общее понятие, черты, виды, последствия. Антимонопольное регулирование в отношении естественных и искусственных монополий. Антимонопольная законодательная база России. Особенности реформирования российских монополий.
Краткое сожержание материала:

2

Размещено на

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра «Микроэкномика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «ПРОБЛЕМА МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ»

Выполнила - Ханова А.С.

Студентка группы

КЭФ1-11(с)

Научный руководитель :

К.э.н., доцент - Барбанова С.А.

Москва 2013

Оглавление

  • Введение
  • 1.Теоретические аспекты монополии: понятие, черты, виды, последствия
  • 1.1 Понятие монополии
  • 1.2 Основные черты монополии
  • 1.3 Виды монополий
  • 1.4 Последствия монополизации рынков
  • 2. Государственное регулирование цен: теоретические аспекты
  • 2.1 Антимонопольное регулирование
  • 2.2 Антимонопольное регулирование в отношении естественных монополий
  • 2.3 Антимонопольное регулирование в отношении искусственных монополий
  • 3. Антимонопольная политика в российской экономике
  • 3.1 Антимонопольная законодательная база России
  • 3.2 Особенности реформирования российских монополий
  • 3.3 Перспективы антимонопольной политики в России
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Приложения

Введение

Современная рыночная экономика на сегодняшний день характеризуется преобладанием естественных монополий, которые играют немаловажную роль в устойчивом развитии национальной экономической системы.

К ним относят:

- электроэнергетику;

- транспорт;

- телекоммуникационную сферу деятельности.

За исключением нефтегазовой промышленности, где в свое время были организованы конкурирующие компании в сфере переработки и добычи нефти и отдельная компания «Транснефть», которая занимается транспортировкой нефти.

Причем, «Транснефть» включает в себя подотрасль, которая регулируется в качестве естественной монополии.

Такие отрасли являются лидерами по производству значительной части внутреннего валового продукта, а также играют важную роль в решении многих социальных проблем.

Однако, на сегодняшний день естественные монополии представлены в виде особого монопольного сегмента экономики, без которого государство не может осуществлять свою регулирующую роль.

В Российской Федерации реформироваться естественные монополии начали только в конце девяностых годов и до сих пор наблюдаются в данной области активные процессы.

За эти годы была проделана огромнейшая работа по разработке необходимой нормативно-правовой базы, начаты приватизационные процессы государственных организаций в отрасли естественной монополии, а также ведется политика по частичной либерализации цен на услуги и товары, которые предлагаются естественной монополией.

Но данные меры так и не смогли привести к существенным изменениям в деятельности естественной монополии.

Актуальность данной темы заключается в том, что в реальной действительности проведение антимонопольной политики является необходимым в связи с тем, что практически невозможно найти одну единственную фирму - производителя товаров, не имеющих субститутов. В силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не мешает всевластию монополиста даже в долгосрочной периоде. Соответственно, необходимость использования антимонопольной политики возникает в связи с тем, что рынок не в силах самостоятельно разрешить данную проблему. В свою очередь, разработка и проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших экономических функций современного государства

Цель курсовой работы - определить проблемы монополизации рынка и проанализировать антимонопольную политику Российской Федерации.

Для того, чтобы достигнуть поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты монополии;

-рассмотреть деятельность естественных монополий;

- рассмотреть государственное регулирование цен;

-раскрыть антимонопольную политику в российской экономике, ее перспективы на будущее.

При написании данного курсового проекта были использованы научные труды, монографии, учебные пособия исследователей в области монополии, а также научная и периодическая литература.

В ходе работы были применены такие методы как анализ, метод группировки и классификации, метод сравнения и метод обобщения: дедукция и индукция, а так же метод прогнозирования.

1. Теоретические аспекты монополии: понятие, черты, виды, последствия

1.1 Понятие монополии

антимонопольный законодательный реформирование

Монополия - это исключительное право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы [1, ст. 29].

Монополиями являются крупные хозяйствующие объединения, которые находятся в частной собственности и осуществляют контроль над отраслями, рынками и областями экономики на базе высокой концентрации производственной деятельности и капитала с целью установить монопольные цены и извлечь монопольную прибыль.

Монополия на сегодняшний день является антиподом конкурентного рынка.

Так как в силу своей природы она выступает в качестве фактора, который препятствует развитию свободной конкуренции, и образует стихийную рыночную среду.

Зачастую монополия выступает в качестве определенной рыночной структуры, абсолютным преобладанием которой является то, что там единолично властвует либо поставщик, либо продавец.

На сегодняшний день различают естественную и искусственную монополии, причем первая из них является довольно редким явлением.

Естественная монополия характеризуется следующими моментами:

- товарная категория представлена в виде уникальной продукции, которая не имеет близких по своим свойствам аналогов;

- невозможно проникнуть в отраслевую сферу других организаций, благодаря чему монополисты удерживают рынок в своих руках в полной мере и у них полностью под контролем объем выпуска продукции;

- монополист влияет очень сильно на уровень рыночной цены. Однако, не в его власти назначать любую цену, так как в данном случае организация может столкнуться с ограниченным рыночным спросом и сокращением объема реализации продукции в прямой пропорциональности росту цены.

- монополистическая цена практически всегда бывает выше иных цен на потребительском рынке.

Что касается государственного регулирования таких монополий, то можно сказать, что, имея высокую концентрацию рыночной доли во владении одной организацией, организация становится монополистом в той или иной области производства.

Все это должно подвигнуть государство не допустить слишком большого числа формирования компаний-монополистов на рынке.

С другой стороны, только такие организации могут в полной мере с максимальной пользой воспользоваться положительными сторонами экономики в производственных масштабах.

Таким образом, можно сказать, что монополия представлена на сегодняшний день в виде потери экономического равенства производителей и покупателей.

Все это говорит о том, что с целью получения максимальной прибыли, монополисты используют неценовые механизмы, которые воздействуют на спрос на потребительском рынке. [12, с. 88].

К таким механизмам можно отнести рекламу, повышение качества продукции, а также предлагаемых услуг и ассортимента.

1.2 Основные черты монополии

Чистой монополией определяется объем производства, который максимизирует прибыль, основываясь на данных издержек и уровня спроса.

Все это говорит о том, что валовой доход увеличивается на постоянную величину, то есть на постоянную цену каждой проданной единицы продукта.

Условия несовершенной конкуренции предполагают, что кривая спроса представляет собой кривую отраслевого спроса, которая не является совершенно эластичной, а наоборот представлена в виде нисходящей.

1. При превышении цены предельного дохода, где благодаря чистой монополии идет увеличение ее продаж, при условии назначения более низкой цены на единицу своей продукции.

Мало того то, что монополист понижает цену с целью повышения продаж, является причиной уменьшения предельного дохода по отношению к цене для каждого уровня выпуска продукции, за исключением первого выпуска.

2. Монополистом диктуется цена и объем производства, то есть им неизбежно определяется цена при принятии решения, какой объем продукции необходимо произвести.

3. Максимизация прибыли, где монополист, стремясь к прибыли руководствуется тем же логическим обоснованием, что и предприятие, которое стремится к получению прибыли в конкурентной области.

Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост вало...

Другие файлы:

Антимонопольная политика государства
Классификация этапов монополизации. Анализ экономических и социальных последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств...

Закономерности монополизации экономики и антимонопольная политика
Сущность монополизации, цели и механизмы ее функционирования. Формирования и развития монополий в современной России. Характеристика антимонопольной п...

Антимонопольная политика России
Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике, их цели и механизмы функционирования. Понятие монополистической конкуренции....

Анализ проблем монополизации страхового рынка в России и зарубежных странах
Исследование социально-экономических последствий монополистической деятельности для страхового рынка. Государственное регулирование страхового рынка с...

Антимонопольная политика государства. Ее цели, формы и сущность
Современная государственная антимонопольная политика, ее цели и принципы. Направления и инструменты антимонопольной политики. Определение целей антимо...