Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Последствия монополизации рынка. Ординалистская модель потребительского выбора

Тип: контрольная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Общественные потери при монополизации рынка. Характеристика стратегии государственного регулирования монополий. Критерий оптимума потребителя в ординалистской модели потребительского выбора. Различие между внутренним и угловым равновесием потребителя.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Тихоокеанский Государственный Университет"

Кафедра экономической теории и национальной экономики

Контрольная работа

по микроэкономике

2013

Вопросы

1. Рассмотрите общественные потери, к которым может привести монополизация рынка. Каковы стратегии государственного регулирования монополий?

2. Раскройте содержание ординалистской модели потребительского выбора (в графической постановке). Каков критерий оптимума потребителя в ординалистской модели? Объясните различие между внутренним и угловым равновесием потребителя.

Задачи

3. Предприятие - монополист осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени на двухсегментном рынке. Известны функции спроса на каждом сегменте: q1 = 20 - p1, q2 = 30 - 2p2. Функция издержек монополиста имеет вид C = 25 + 4 (q1 + q2). Найти оптимальные значения цены и объёма продаж на каждом сегменте. Чему равна максимальная прибыль монополиста?

4. Увеличение в декабре затрат капитала с 80 до 96 тыс. маш. - ч и затрат труда с 500 до 600 тыс. чел. - ч позволило предприятию дополнительно в этом месяце произвести 132 единицы продукта и выйти на уровень производства 1012 единиц продукта в месяц. Какой эффект роста масштаба производства имеет место в данном случае? Объяснить возможные причины этого эффекта.

Тесты

5. В краткосрочном периоде конкурентное предприятие, максимизирующее прибыль, будет производить объём производства, при котором:

а) кривая спроса и кривая средних издержек пересекаются;

б) выручка превышает издержки на максимальную величину;

в) экономическая прибыль равна нулю;

г) кривая выручки R пересекает кривую издержек C.

монополизация рынок ординалистский потребительский

6. Пусть чистый монополист устанавливает оптимальную цену 12 руб., которой соответствует предельный доход 9 руб. Можно утверждать, что:

а) предприятие максимизирует прибыль;

б) предприятие максимизирует свою выручку;

в) ценовая эластичность спроса при p = 12 руб. равна - 3;

г) выручка монополиста возрастёт, если он будет снижать цену.

7. Если предприятие, осуществляющее совершенную ценовую дискриминацию, реализует 100-ю единицу своего продукта за 30 руб., то его предельный доход от этой операции:

а) может быть больше или меньше 30 руб.;

б) меньше 30 руб.;

в) равен 30 руб.;

г) больше 30 руб.

8. Цена на товар X снизилась со 100 до 70 руб., в результате чего объём спроса вырос с 50 до 60 ед. Следовательно, можно утверждать, что спрос на X в этом диапазоне цены:

а) абсолютно неэластичен по цене;

б) имеет единичную эластичность;

в) неэластичен по цене;

г) эластичен по цене.

9. Рыночный механизм не способен обеспечить производство общественных благ:

а) из-за несоответствия между потребностями в этих благах и доступным объёмом ресурсов, необходимых для их производства;

б) невозможности специфицировать права частной собственности на эти блага;

в) высоких издержек производства этих благ;

г) отрицательных внешних эффектов, сопутствующих потреблению этих благ.

10. Что является реальным капиталом?

а) река Амур, используемая для транспорта;

б) акции коммерческого банка;

в) запасы сырья на предприятия;

г) государственные краткосрочные облигации.

Вопросы

1. Рассмотрите общественные потери, к которым может привести монополизация рынка. Каковы стратегии государственного регулирования монополий?

Монополия - это тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определённого товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.

Однако разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий. Вот чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причём этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Но чистые монополии в настоящее время - это редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причём они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. Завтра экзамен. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - С. 84-85. .

Господство монополий ведёт к искусственному торможению технического прогресса, к обострению неравномерности развития в разных странах и отраслях. Однако стимулом для предпринимательской деятельности служит прибыль, которая возникает только при внедрении новых производственных комбинаций. В обычных условиях прибыли нет. Условием для новаторских устремлений предпринимателя служит "эффективная конкуренция" (конкуренция новых продуктов, новых форм организации и т.д.). Положительную роль в этом случае может играть монополия, монопольное положение на рынке автора и организатора нововведений Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. - М.: Юристь, 1998. - С. 63-64. .

Монополисту выгодно сократить объём производства. Он будет стремиться производить продукции как можно меньше и продавать её по более высокой цене. Цена на монополистическом рынке превышает предельные издержки Там же. - С. 74. (P > MC).

Потребительские и общественные потери в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке - это ущерб, причиняемый монополией (социальная цена монополии) Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. Завтра экзамен. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - С. 86. .

Если на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам (P = MC), то при монополии, как уже было сказано, P > MC. Следовательно, монопольная власть ведёт к росту цен и сокращению объёма выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растёт благосостояние фирм-монополистов. Возникает вопрос о том, улучшает или ухудшает монополия благосостояние общества в целом. Ответ на него возможен лишь путём сопоставления излишка потребителей и производителей при свободной конкуренции и при монополизированном рынке (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Чистые убытки от монопольной власти

На рисунке 1.1 изображены кривые среднего и предельного доходов (AR и MR) и кривые предельных издержек (MC) монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма-монополист выполняет такой объём выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Монопольная цена и объём выпуска обозначены как Рм и Qм.

На конкурентном рынке P = MC. Цена Рс и объём продукта Qс находятся на пересечении кривой среднего дохода и кривой предельных издержек (AR и MC). Посмотрим, как изменится излишек, если с равновесных цены Рс и объёма Qс переместимся к монопольным цене Рм и объёму продукта Qм.

В условиях монополии если цена выше, то покупатели приобретают меньше продукта. Те покупатели, которые приобретают товар по более высокой цене, теряют часть излишка (прямоугольник А), а покупатели, которые не могут приобрести товар по цене Рм, но приобрели бы его по цене Рс, тоже теряют излишек (треугольник В). Таким образом, общая потеря потребительского излишка равна А + В.

В то же время производитель извлекает прибыль, обозначенную прямоугольником А, реализуя товар по более высокой цене, однако теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от реализации объёма выпуска (Qc - Qм) по цене Pс. Следовательно, общая прибыль производителя равна А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, получаем чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти.

Общие чистые убытки - это общественные издержки неэффективности из-за более низкого объёма производства при монополии в сравнении со свободной конкуренцией. Могут иметь место и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые больше чистых убытков, заключённых в треугольниках В и С. Это затраты на рекламу, создание своего "хобби", юридические попытки избежать государственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства и др.

Итак, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии Там же. - С. 87. .<...

Другие файлы:

Некоторые задачи оптимизации в экономике
Математические модели в экономике. Понятия функций нескольких переменных. Задача математического программирования. Задача потребительского выбора. Фун...

Ординалистская теория поведения
Анализ бюджетного ограничения как фактора потребительского выбора. Определение правила максимизации полезности. Характеристика ординалисткой теории пр...

Проблема потребительского выбора и способы максимизации полезности
Проблема потребительского выбора. Модель поведения потребителя. Особенности потребительского спроса. Условия равновесия потребителя. Потребительский н...

Рыночное поведение потребителей
Закон убывающей предельной полезности, условия потребительского выбора. Кардиналистский и ординалистский подходы к обоснованию потребительского выбора...

Абсолютная монополия и экономические последствия монополизации рынка