Показ в экскурсии как основа принципа наглядности
РОСОБРАЗОВАНИЕГОУ ВПО Гжельский государственныйхудожественно-промышленный институтКолледж ГГХПИКурсовая работаТема: «Показ в экскурсии как основа принципа наглядности»По дисциплине: «Экскурсоведение»Специальность: «Туризм»п. Электроизолятор 2010СодержаниеI. ВведениеII. Понятие и сущность экскурсииIII. Показ в экскурсии1.Сущность показа2. Условия для показа3. Ступени и виды показа4. Варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии5. Особенности показа на экскурсииIV. Показ как реализация принципа наглядностиV. ЗаключениеVI. Список литературыВВЕДЕНИЕСо словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу. Став взрослым, мы сами выбираем интересующие нас экскурсии, на которых можно повстречаться с чем-то малознакомым, но крайне любопытным или еще раз увидеть, уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя, без чего жизнь просто-напросто скучна, неинтересна. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера. Экскурсия - сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма - культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного экскурсии обязательно включаются в программы поездок.Необходимо констатировать тот факт, что одной из важных составляющих "туристического продукта" является экскурсионная программа. От того, насколько грамотно она составлена и на каком уровне проводятся экскурсии, зависит впечатление от страны, в которую мы приезжаем. В настоящее время, основная масса туристов пользуется групповыми экскурсиями. К экскурсиям предъявляются определенные требования. Главное требование к любой экскурсии - ее должен проводить высококвалифицированный гид, имеющий лицензию, выданную туристическими властями страны. В последнее время становится все более популярным индивидуальный туризм. Туристы могут заказать индивидуальные экскурсии. Программа для таких экскурсий составляется под заказ клиента, предполагается предоставление машины представительского класса с водителем и сопровождение русскоговорящего гида. Следовательно, экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Экскурсии это реальная возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа. Существует мнение, что экскурсии - это маленькие диссертации. Действительно, экскурсия может являться научной работой. В ней присутствует научное исследование. Выполнив его, автор защищает его перед аудиторией экскурсантов, своего рода ученым советом. И аудитория дает оценку экскурсии - диссертации, достоин ли автор признания, то есть присуждения ему своеобразной ученой степени. Так, из признания аудиторией успешных экскурсий создается общепризнанное значение и влияние экскурсовода, другими словами его авторитет. Указанный авторитет способен быть для экскурсовода прочной связью между плодотворной педагогической деятельностью и авторскими экскурсиями.За разработку темы экскурсии может браться человек, имеющий образование и собственный взгляд на окружающий мир. Создавая новую экскурсию согласно определенным условиям, человек с помощью исследования приобретает и наращивает опыт. Имея идею или тему экскурсии, человек ведет поиск, необходимых сведений среди множества повествований, исследует каждое из них. Исследование опирается на некоторую систему знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, то есть является научным.В зависимости от темы экскурсии научное исследование может быть коротким или продолжительным, требовать большого количества литературы, написанной на разных языках разными авторами. Для подготовки экскурсии могут потребоваться малые и большие иногда дорогостоящие экспедиции, которые естественным образом, органично дополняют кабинетную часть научных исследований. Определенным мерилом в исследовании является гармония характеров, сочетание эмоционального настроя авторов повествований и создателя экскурсии. Поэтому каждый человек проводит свое научное исследование индивидуально и экскурсия у каждого своя.II. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИСлово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия - есть - прогулка, ставящая своей задачей изуче...