Природоведческая экскурсия для школьников
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
1. Методическая разработка на тему
2. Контрольный текст экскурсии
3. Индивидуальные тексты экскурсоводов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Экскурсии в нашей стране, являясь неотъемлемой частью культурно-просветительной работы, в то же время служат важным средством воспитания трудящихся и учащейся молодежи.
Основная цель экскурсий - содействие всестороннему развитию личности. Они занимают важное место в системе нравственного, атеистического и эстетического воспитания.
Интересно, что еще в начале XX в. видные педагоги, методисты: Д.Н. Кайгородов. В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков и другие - основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики.
Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация».
В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели - расширение культурного кругозора детей и подростков, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду и родному краю.
Создание экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников.
Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогов и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее полготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке [11, с. 118].
Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Экскурсии это реальная возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, что несомненно, подчеркивает актуальность развития экскурсионной деятельности в рамках образовательного процесса.
Выбор темы работы определяется её актуальностью. Являясь составной частью туризма, экскурсия представляет собой наиболее активный процесс познания окружающего мира, его предметов и явлений, а также служит мощным идеологическим инструментом воспитания. Экологическая экскурсия как ничто другое обладает возможностью раскрыть людям мир природы, в котором они живут, показать его красоту, разнообразие и уязвимость, убедить экскурсантов в необходимости активной его охраны и рационального использования.
Цель данного отчета по практике - разработать экскурсию для школьников и студентов на тему «Природоведческая экскурсия для школьников».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить методологические основы экскурсионной деятельности;
2. проанализировать и обобщить информацию по природным памятникам Сахалина;
3. разработать экскурсию по предложенной теме;
Предметом исследования выступает экскурсионная деятельность в пределах Сахалинской области. Объектом исследования природные памятники Сахалина.
Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность.
Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.
Данную работу можно использовать в экскурсионной деятельности работникам практического туризма, а так же в качестве методического материала студентам туристских специальностей.
Теоретической основой работы стали труды ведущих специалистов в области экскурсоведения, таких как Б.В. Емельянов, Л.Я. Чурина, Е.Н. Ильина и др., обширный перечень краеведческой литературы, материалы периодической печати.
Методологическую основу составили теоретические исследования литературы, наблюдение, опрос.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Методическая разработка на тему «Природоведческая экскурсия для школьников»
Экскурсия разработана для учащихся старших классов (9-11 кл.), студентов средних и высших учебных заведений, гостей города.
Остров Сахалин - уникальный природный объект. К сожалению, сегодня молодежь забывает об этом, а чаще просто не знает. Молодых людей больше привлекают кино, телевидение, интернет.
При разработке экскурсии, была поставлена задача - привлечь внимание молодежи к природным памятникам Сахалинской области, познакомить их с известными, ставшими знаменитыми не только в области, но и во всей стране и даже за рубежом, природными памятниками.
Экскурсоводы будут встречать экскурсантов непосредственно у объекта и сопровождать их в течение всего посещения объекта.
До объектов экскурсантов будет сопровождать экскурсовод, который также будет останавливать внимание экскурсантов на отдельных зданиях, природных памятниках и других объектов, представляющих культурно-историческую ценность.
Главной задачей экскурсии является - повысить уровень культуры и образования экскурсантов.
Экскурсия рассчитана на 12 часов.
Общая схема маршрута экскурсии с учетом очередности объектов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Общая схема маршрута экскурсии
Программа экскурсии представлена в таблице 1.
Таблица 1
Программа экскурсии
Объект |
Время посещения |
Описание экскурсии |
|
Останец «Лягушка» |
5ч. |
Ознакомительная экскурсия с горой Лягушка |
|
Ботанический сад Сахалинской области |
2,30 ч. |
Изучение флоры и фауны острова Сахалин |
|
Парк имени Ю.А. Гагарина |
2,30 ч. |
Знакомство с достопримечательностями г. Южно-Сахалинска |
Экскурсия проводится 2 экскурсоводами: работником Сахалинской областной библиотеки, отдела краеведения Зиновьевой Ларисой Ивановной и работником Сахалинского областного краеведческого музея Ларионовым Эдуардом Василевичем.
Портфели экскурсовода и карточки объектов представлены в приложении 1,2,3,4, 5, 6.
Методические приемы показа, используемые при проведении экскурсии по каждому объекту представлены в таблице 2, Приложении 7.
Этапы проведения экскурсии представлены в таблице 3.
Таблица 3
Этапы проведения экскурсии
Этап |
Характеристика этапа |
Время проведения |
|
1 |
Знакомство экскурсовода с группой |
3 мин. |
|
2 |
Выход экскурсантов из автобуса |
3 мин. |
|
3 |
Движения от автобуса к объекту |
В зависимости от осматриваемого объекта |
|
4 |
Расстановка у объекта |
В зависимости от осматриваемого объекта |
|
5 |
Возвращение в автобус |
5 мин. |
|
6 |
Соблюдение плана в экскурсии (паузы, реакция на непредвиденные происшествия) |
10 мин. |
|
7 |
Ответы на вопросы экскурсантов |
5 мин. |
|
8 |
Использование индивидуального текста в экскурсии |
20-30 мин
Другие файлы:
Тематическая пешеходная природоведческая экскурсия "Водопады Руфабго" Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников Экскурсия как средство формирования представлений младших школьников об эстетических ценностях и идеалах Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии Минералы. Из серии «Экскурсия в природу» |