Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Природоведческая экскурсия для школьников

Тип: отчет по практике
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Разработка программы природоведческой экскурсии для школьников. Методические приемы показа, используемые при проведении экскурсии. Этапы проведения экскурсии. Показ экскурсионных объектов. Экскурсионная деятельность в пределах Сахалинской области.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Методическая разработка на тему

2. Контрольный текст экскурсии

3. Индивидуальные тексты экскурсоводов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Экскурсии в нашей стране, являясь неотъемлемой частью культурно-просветительной работы, в то же время служат важным средством воспитания трудящихся и учащейся молодежи.

Основная цель экскурсий - содействие всестороннему развитию личности. Они занимают важное место в системе нравственного, атеистического и эстетического воспитания.

Интересно, что еще в начале XX в. видные педагоги, методисты: Д.Н. Кайгородов. В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков и другие - основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики.

Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация».

В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели - расширение культурного кругозора детей и подростков, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду и родному краю.

Создание экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников.

Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогов и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее полготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке [11, с. 118].

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Экскурсии это реальная возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, что несомненно, подчеркивает актуальность развития экскурсионной деятельности в рамках образовательного процесса.

Выбор темы работы определяется её актуальностью. Являясь составной частью туризма, экскурсия представляет собой наиболее активный процесс познания окружающего мира, его предметов и явлений, а также служит мощным идеологическим инструментом воспитания. Экологическая экскурсия как ничто другое обладает возможностью раскрыть людям мир природы, в котором они живут, показать его красоту, разнообразие и уязвимость, убедить экскурсантов в необходимости активной его охраны и рационального использования.

Цель данного отчета по практике - разработать экскурсию для школьников и студентов на тему «Природоведческая экскурсия для школьников».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить методологические основы экскурсионной деятельности;

2. проанализировать и обобщить информацию по природным памятникам Сахалина;

3. разработать экскурсию по предложенной теме;

Предметом исследования выступает экскурсионная деятельность в пределах Сахалинской области. Объектом исследования природные памятники Сахалина.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность.

Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.

Данную работу можно использовать в экскурсионной деятельности работникам практического туризма, а так же в качестве методического материала студентам туристских специальностей.

Теоретической основой работы стали труды ведущих специалистов в области экскурсоведения, таких как Б.В. Емельянов, Л.Я. Чурина, Е.Н. Ильина и др., обширный перечень краеведческой литературы, материалы периодической печати.

Методологическую основу составили теоретические исследования литературы, наблюдение, опрос.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Методическая разработка на тему «Природоведческая экскурсия для школьников»

Экскурсия разработана для учащихся старших классов (9-11 кл.), студентов средних и высших учебных заведений, гостей города.

Остров Сахалин - уникальный природный объект. К сожалению, сегодня молодежь забывает об этом, а чаще просто не знает. Молодых людей больше привлекают кино, телевидение, интернет.

При разработке экскурсии, была поставлена задача - привлечь внимание молодежи к природным памятникам Сахалинской области, познакомить их с известными, ставшими знаменитыми не только в области, но и во всей стране и даже за рубежом, природными памятниками.

Экскурсоводы будут встречать экскурсантов непосредственно у объекта и сопровождать их в течение всего посещения объекта.

До объектов экскурсантов будет сопровождать экскурсовод, который также будет останавливать внимание экскурсантов на отдельных зданиях, природных памятниках и других объектов, представляющих культурно-историческую ценность.

Главной задачей экскурсии является - повысить уровень культуры и образования экскурсантов.

Экскурсия рассчитана на 12 часов.

Общая схема маршрута экскурсии с учетом очередности объектов представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Общая схема маршрута экскурсии

Программа экскурсии представлена в таблице 1.

Таблица 1

Программа экскурсии

Объект

Время посещения

Описание экскурсии

Останец «Лягушка»

5ч.

Ознакомительная экскурсия с горой Лягушка

Ботанический сад Сахалинской области

2,30 ч.

Изучение флоры и фауны острова Сахалин

Парк имени Ю.А. Гагарина

2,30 ч.

Знакомство с достопримечательностями г. Южно-Сахалинска

Экскурсия проводится 2 экскурсоводами: работником Сахалинской областной библиотеки, отдела краеведения Зиновьевой Ларисой Ивановной и работником Сахалинского областного краеведческого музея Ларионовым Эдуардом Василевичем.

Портфели экскурсовода и карточки объектов представлены в приложении 1,2,3,4, 5, 6.

Методические приемы показа, используемые при проведении экскурсии по каждому объекту представлены в таблице 2, Приложении 7.

Этапы проведения экскурсии представлены в таблице 3.

Таблица 3

Этапы проведения экскурсии

Этап

Характеристика

этапа

Время проведения

1

Знакомство экскурсовода с группой

3 мин.

2

Выход экскурсантов из автобуса

3 мин.

3

Движения от автобуса к объекту

В зависимости от осматриваемого объекта

4

Расстановка у объекта

В зависимости от осматриваемого объекта

5

Возвращение в автобус

5 мин.

6

Соблюдение плана в экскурсии (паузы, реакция на непредвиденные происшествия)

10 мин.

7

Ответы на вопросы экскурсантов

5 мин.

8

Использование индивидуального текста в экскурсии

20-30 мин

Другие файлы:

Тематическая пешеходная природоведческая экскурсия "Водопады Руфабго"
Особенности и темы экскурсии. История водопадов Руфабго. Растительность и животный мир, природные зоны Республики Адыгея. Содержание тематической пеше...

Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников
Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению. Задачи и содержание курса природоведения в начальных классах. Экскурсия как форма о...

Экскурсия как средство формирования представлений младших школьников об эстетических ценностях и идеалах
Сущность эстетических ценностей и идеалов человека. Источники эстетического опыта школьников. Критерии сформированности эстетической воспитанности. Пр...

Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать, ее содержание...

Минералы. Из серии «Экскурсия в природу»
Фото В. Катаева. Авторы текста Л. Путолова, А. Шубников. Минералы. Из серии «Экскурсия в природу». - Москва: Издательство «Планета». 1978....