Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Анализ проблем жизненного старта воспитанников на примере МОУ детский дом № 3 г. Апатиты

Тип: дипломная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Характеристика механизмов регулирования защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исследование проблем профессионального обучения, трудоустройства, трудовой адаптации, социально-бытового и социально-психологического характера.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Анализ проблем жизненного старта воспитанников на примере МОУ детский дом № 3 г. Апатиты

Выполнила студентка 5 курса Козешкова Наталья Николаевна

Научный руководитель Преподаватель Голубева Татьяна Ивановна

Апатиты 2010

  • Оглавление
  • Введение
  • Глава 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и выпускники интернатных учреждений, как объекты социальной работы
  • 1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • 1.2 Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений
  • 1.2.1 Проблемы профессионального обучения и трудоустройства и трудовой адаптации
  • 1.2.2 Социально-бытовые проблемы
  • 1.2.3 Социально-психологические проблемы
  • 1.2.4 Проблемы правовой безграмотности
  • Глава 2. Исследование уровня подготовленности воспитанников к самостоятельной жизни
  • 2.1 Характеристика учреждения, на базе которого проводилось исследование
  • 2.2 Методы и методология исследования (обоснование методов)
  • 2.3 Программа и организация исследования
  • 2.4 Анализ результатов исследования
  • 2.4.1 Анализ интервью
  • 2.4.2 Анализ тестирования
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения
  • Введение
  • В последние 20 лет положение детей в России заметно ухудшается. Данные статистики показывают, что растет число детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В 2000 г. таких детей было 630 тыс., в 2001 - 650 тыс. Средства массовой информации показывают неутешительные кадры ужасного положения детей, которые по каким-либо причинам оказываются на улице, в плохих условиях закрытого интерната и т. п.
  • Такой категории - детям-сиротам - традиционно уделялось в социальной работе большое внимание.
  • «Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами». Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов.
  • «Они довольствуются заботой педагогического и обслуживающего персонала, который часто принимает решения, касающиеся дальнейшей судьбы молодых людей, без учета их собственного мнения. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их потребности реализуются без их участия в реализации. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми». Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. Жизнь в интернатном учреждении затрудняет дальнейшую социальную адаптацию воспитанников.
  • Темой данной работы является комплекс проблем, встающих перед выпускниками накануне выпуска из детского дома или интерната.
  • Проблема, заключающаяся в социальной дезадаптации, неподготовленности к самостоятельной жизни выпускников, доказывает необходимость изучения данной темы.
  • Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений и детских домов не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома, выпускники не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.

Проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы является предметом изучения многих исследователей. На современном этапе развития России общественное сознание переживает радикальные изменения в отношении проблем осиротевших детей, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребенка с обществом.

В научной литературе обсуждается проблема психического развития детей, находящихся в условиях дефицита общения с близким взрослым. Данная проблема рассматривается в работах А. М Прихожан, Н. Н. Толстых и др.

Проблема социальной адаптации выпускников интернатных учреждений рассматривается в работах Н.В. Малукас, Л.А. Полозовой, Н.И. Янушко, Н. Н. Радиной, А. Н. Майорова, О.Е. Лебедева и т. д.

Вопросам необходимости развития постинтернатного сопровождения, а также моделям постинтернатной адаптации, посвящены работы Е. Е. Чепурных, Г.В. Семьи, Г.Н. Травниковой, В.Г. Боровика. Таким образом, проблема социальной интеграции детей, лишенных родительского попечения, является предметом обсуждения в современном научном мире.

Актуальность темы заключается в том, что особенности жизни в детском учреждении (полузакрытый характер, коллективное проживание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора и принятия решения) затрудняет дальнейшую адаптацию к реальной жизни. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями и не всегда проходит успешно.

«По статистике, примерно у 8 из 10 выпускников интернатных учреждений и детских домов судьба складывается неблагополучно - они попадают в места заключения, пытаются покончить жизнь самоубийством, не могут найти себе работу и порождают так называемую «вторичную волну сиротства». Не умея сохранить собственную семью, сдают своих детей в те же детские дома, где воспитывались сами».

Целью данной работы является разработка и обоснование методов исследования уровня подготовки воспитанников детского дома № 3 г. Апатиты к самостоятельной жизни.

Для достижения цели в работе требовалось решить следующие задачи:

- Изучить механизмы регулирования защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Изучить структуру учреждений, призванных осуществлять заботу о данной категории детей;

- Осуществить анализ имеющихся теоретических представлений о проблемах выпускников интернатных учреждений, в том числе:

1. проблемы профессионального обучения и трудоустройства;

2. проблемы социально-бытового плана (в том числе: социально-бытовые навыки, забота о здоровье, распределение финансов, жилье и т. п.);

3. проблемы социально-психологического характера (взаимоотношения с людьми, создание своей семьи, коммуникативные барьеры во взаимоотношениях с людьми).

- Разработать методы исследования, которое будет проведено в детском доме № 3 города Апатиты.

- Провести исследование с целью анализа подготовленности воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.

- Разработать рекомендации и предложения по улучшению….

Объектом работы является процесс подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни.

Предметом работы являются причины социальной неустроенности детей-сирот после выпуска.

Изученный материал направлен на проверку гипотезы: в детском доме № 3 недостаточно работы проводится с воспитанниками для того, чтобы их стратегия жизни стала успешной.

Методологической основой стали идеи Лебедева, Майорова и т. д. об основных проблемах выпускников перед стартом; С. В. Ерофеевой: важный аспект адаптации выпускника интернатного учреждения или детского дома в обществе - уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно социальная и бытовая адаптация;

Эмпирическую основу составляют результаты исследования, проведенного на базе детского дома № 3 г. Апатиты с личным участием автора работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что с разработанными предложениями будет ознакомлена администрация детского дома № 3 города Апатиты.

Структура работы: введение, две главы, заключение и приложения.

Первая глава содержит нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проанализирован также комплекс проблем, с которыми сталкиваются выпускники интернатных учреждений после выпуска из этих учреждений.

Вторая глава работы посвящена практическому исследованию, направленному на выявление уровня подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.

Глава 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, и выпускники интернатных учреждений, как объекты социальной работы

  • 1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

...

Другие файлы:

Анализ бюджета города Апатиты
Характеристика деятельности Управления финансов г. Апатиты, его основные задачи и функции. Структура Администрации города. Доходная и расходная части...

Проектирование модели бизнес-процессов организации МАДОУ детский сад № 26
Общая характеристика МАДОУ детский сад №26. Организационная структура управления детского сада. Состав и функции автоматизированных рабочих мест. Авто...

Анализ организации и оплаты труда на примере МОУ "Детский дом № 2"
Цели, задачи и информационное обеспечение анализа труда и заработной платы. Формы и системы оплаты труда в ГОУ "Детский дом № 2". Разработка рекоменда...

Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома подросткового возраста как условие успешной социализации
Сущность, основные этапы процесса социализации. Особенности постинтернатной адаптации воспитанников детского дома, значимость профессионального опреде...

Товарные стратегии предприятия, основанные на анализе жизненного цикла товара
Теоретические основы формирования развития маркетинговой деятельности. Этапы жизненного цикла товара. Анализ рынка швейных товаров на примере ООО "Кок...