Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Формирование учетно-аналитической системы менеджмента качества при производстве новой продукции

Тип: дипломная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Экономическое содержание освоения новой продукции. Исследование внутренней и внешней информации об инновационных процессах на предприятии в рамках бухгалтерского учёта. Обоснование формирования системы учёта и анализа затрат на качество новой продукции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • 1. Экономическое содержание освоения новой продукции
  • 2. Исследование внутренней и внешней информации об инновационных процессах на предприятии в рамках бухгалтерского учёта
  • 3. Теоретическое обоснование формирования системы учёта и анализа затрат на качество новой продукции
  • Библиографический список

Введение

Ориентация российской экономики на преодоление финансового кризиса, а также вхождение во Всемирную торговую организацию и, соответственно, необходимость повышения конкурентоспособности товаров и услуг отечественного производства обусловили реорганизацию процессов производства и предприятий в целом. При этом одну из приоритетных ролей в экономической деятельности предприятия приобретают вопросы, связанные с обеспечением качества продукции, в том числе и новой продукции. Основополагающей при принятии управленческих решений становится учётно-экономическая информация о деятельности предприятия в различных сферах функционирования.

В течение достаточно длительного периода директивно-планового управления экономикой достижения отечественной и зарубежной научной мысли по учётно-аналитическому обеспечению управления не были востребованы в полной мере в практической деятельности предприятий промышленности. Экономические решения принимались вышестоящими органами, что не способствовало совершенствованию информационной системы предприятий. Следствием этого является то, что на многих крупных промышленных предприятиях применяется сложившаяся многоступенчатая система обработки информации о затратах на качество производимой продукции. Необходимо отметить, что при таком подходе плановая и отчётная информация подготавливается в разных формах, а это в свою очередь приводит к тому, что со стороны планово-экономических служб (ПЭС) происходит приведение полученных отчётов к форме планов, так как учётную информацию готовит другое подразделение предприятия - бухгалтерия. В рамках использования такой системы планирования и учёта затрат на качество нередко роль ПЭС сводится только к агрегированию и сверке первичной информации, формируемой в различных подразделениях предприятия. Но недооценка роли бухгалтерского учёта приводит к нерациональному использованию ресурсов предприятия, росту себестоимости производимой продукции, снижению её конкурентоспособности и не способствует выявлению внутренних резервов.

С развитием конкуренции появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объёмом продаж, прибылью. Любое решение в области качества должно иметь экономическое обоснование, то есть затраты на качество должны относиться к экономически оправданным затратам.

Современная концепция бухгалтерского учёта в качестве исходного положения при принятии управленческих решений предусматривает использование аналитической (обработанной) информации. Учётно-аналитические отчёты о затратах на качество для целей управленческого планирования должны содержать вариативные значения показателей качества и затрат при различных вариантах их соотношения.

В условиях ужесточения конкурентной борьбы, истощения природных ресурсов, изменения менталитета покупателей, развития инновационных процессов в экономике всё более востребованной становится научно-техническая и маркетинговая информация. В связи с этим возникает научная проблема по созданию учётно-аналитического обеспечения управления качеством на методической и организационной основе. Формирование механизма коммерческой деятельности в современных условиях требует новых подходов к построению учётно-аналитических систем предприятия, в том числе выделения данного участка учёта в отдельный сегмент.

Учётно-аналитическая система обеспечения управления качеством новой продукции, отвечающая требованиям сегодняшнего дня, будет стимулировать выработку внутрифирменных требований к уровню качества, которые должны предъявлять более жёсткие требования к производимой продукции, чем российские и международные стандарты в данной конкретной отрасли. При этом данная система должна постоянно совершенствоваться путём улучшения информационных потоков между менеджерами и рабочими.

Научный интерес к исследованию современного состояния учётно-аналитического обеспечения управления затратами на качество новой продукции в настоящее время продиктован важным значением и высокими темпами развития техники и технологии в сфере материального производства.

1. Экономическое содержание освоения новой продукции

В отечественной практике управления основное внимание уделяется анализу "осязаемых" вопросов и проблем. Во многом рассматриваются проблемы, лежащие на поверхности ("насущные"), такие как сбыт выпускаемой продукции, производство продукта в соответствии со специфическими требованиями, сложившимися на данном этапе. Воспринимаются и используются такие категории, как "предмет", "вещь" и т.д. Однако осуществление процессов разработки, освоение в массовом производстве и продаже новой продукции или продукции с улучшенными качественными характеристиками требует обращения к более глубоким философским категориям - "идея", "концепция", "новация" и т.д. [48, с.57]. Даже работа промышленности воспринимается как процесс, преобразующий сырьё и материалы в продукты, которые в свою очередь превращаются в деньги в результате продажи потребителям, готовым заплатить цену, превышающую издержки производства.

Под экономикой нового или улучшенного продукта различные авторы [26, 28, 35, 66 и др.] понимают совокупность хозяйственных отношений не только по поводу разработки, освоения, производства, но и продажи данных продуктов, а также соответствующий им механизм. В условиях рыночной экономики под новой продукцией понимают продукцию, изменённую в форме, содержании или упаковке, которые имеют значение для потребителя [66, с.117]. Для целей организации бухгалтерского учёта, по нашему мнению, следует в качестве основного критерия выделения "новой продукции" использовать опыт выпуска конкретной продукции на предприятии. Так как даже если осваиваемая продукция имеет аналоги на рынке, но её производство на конкретном предприятии происходит впервые, то этот процесс является сходным с освоением продукции, имеющей новизну по сравнению с аналогами (или при отсутствии аналогов). Специфика действия экономических законов в данной области заключается в том, что в этом случае происходит объединение материального и нематериального производства, что оказывает значительное влияние на подготовку учётной информации на микроуровне.

Продукцию можно относить к категории новой лишь определённый период времени. Данный период определяется исходя из особенностей производства и продажи продукции. Можно выделить следующие критерии, наличие которых позволяет исключить продукцию из общего объёма новой (перевести в состав обычной с момента наступления представленных условий), в том числе и в бухгалтерском учёте (необходимо наличие хотя бы одного из них):

1) продукция производится дешевле за счёт полного освоения новой технологии производства, налаженности производственных процессов, создания оптимальных производственных условий и т.д., то есть происходит значительное снижение себестоимости вследствие того, что затраты на освоение полностью сокращаются;

2) на предприятии начинается освоение изделия с улучшенными характеристиками (то есть значения показателей качества у такого изделия выше, в связи с чем исходная продукция теряет свойство новизны).

Улучшенная продукция представляет собой незначительные модификации уже изготавливаемой продукции при изменении показателей её качества. В связи с тем, что улучшенный продукт можно рассматривать как новую продукцию, далее будет использоваться только термин "новая продукция", кроме того, экономическая сущность этих двух процессов сходна и содержит те же этапы. Новая продукция, произведённая организациями, входящими в состав предприятий и объединений, учитывается наряду с обычной продукцией в общих итогах их работы. В валовую продукцию объединения (предприятия) включается вся новая продукция, выполненная как по договорам со стороны, так и для своих нужд. В товарную продукцию включается и при оценке выполнения договорных обязательств учитывается лишь новая продукция, продаваемая на сторону. Таким образом, в принципе результаты научно-исследовательской и производственной деятельности суммируются. Это означает признание того факта, что "научно-исследовательская деятельность создаёт новую стоимость и национальный доход (до начала 90-х гг. ХХ в. наука относилась к непроизводственной сфере)" [80, с.231].

В то же время новая продукция - товар особого рода. Однажды освоенная продукция может быть продана в последствии многим другим заказчикам (его некоторая модификация существенной роли не играет). Поэтому целесообразно оплачивать полную стоимость товара лишь при первой продаже, а в дальнейшем оплачивать лишь дополнительные услуги и перечислять часть прибыли от использования нововведения.

Полностью эквивалентный обмен в сфере научных исследований невозможен [83, с.75]. Затраты на открытие и его воспроизводство резко различаются. К науке неприменимы традиционные критерии общественно необходимых затрат труда. Поскольку каждое подлинно научное исследование уникально и, как правило, выполняется лишь в одном-двух учреждениях, не происходит формирования среднепрогрессивных величин, характеризующих усреднённые затраты при господствующих условия...

Другие файлы:

Формирование эффективной системы менеджмента качества продукции (на материалах ЗАО "ПОЛИПАК")
Система менеджмента качества как инструмент экономического развития: российский и зарубежный опыт. Процессный подход в управлении качеством. Классифик...

Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии на примере ОАО "Минский приборостроительный завод"
Понятия и показатели оценки уровня качества продукции, виды и методы технического контроля качества. Цели и принципы разработки, формирование и сертиф...

Формирование системы качества предприятия
Показатели качества продукции, их особенности. Повышение эффективности качества продукции. Организация учета и оценки затрат на обеспечение качества....

Разработка системы менеджмента качества на предприятии
Теоретические аспекты разработки системы менеджмента качества на предприятии. Анализ системы менеджмента качества ООО "Мегапласт". Анализ финансового...

Управление качеством продукции на предприятии на примере ФГУП "Приборостроительный Завод"
Понятие и номенклатура показателей качества продукции. Анализ функционирования системы менеджмента качества и анализ уровня качества выпускаемой проду...