Управление качеством продукции в системе производственного менеджмента
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
- Введение
- 1. Понятие и показатели качества продукции. Значение качества продукции для обеспечения конкурентоспособности
- 1.1 Определение качества продукции
- 1.2 Механизм управления качеством продукции
- 2. Управление качеством продукции в ОАО "ЧМЗАП"
- 2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО "ЧМЗАП"
- 2.2 Планирование качества продукции в ОАО "ЧМЗАП"
- 2.3 Процессы мониторинга и измерений в управлении качеством
- 2.4 Управление несоответствующей продукцией
- 3. Мероприятия по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение
Введение
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы и научно-технического прогресса и рост эффективности производит в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны. Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор "качество продукции", обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Объектом курсовой работы выступает процесс управления предприятием, предметом - процесс управления качеством продукции.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности управления качеством продукции в системе производственного менеджмента. Поставленная цель может быть достигнута только при решении следующих задач:
1. Рассмотрение понятия и основных показателей управления качеством продукции на предприятии.
2. Анализ управления качеством продукции на примере конкретного предприятия (ОАО "ЧМЗАП").
3. Разработка рекомендаций по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности.
В ходе написания теоретической части курсовой работы были использована учебная литература по управлению качеством отечественных и зарубежных авторов.
1. Понятие и показатели качества продукции. Значение качества продукции для обеспечения конкурентоспособности
1.1 Определение качества продукции
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции определяется в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
Качество выпускаемой продукции по праву относится к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
Понятие качества продукции регламентировано ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения". Согласно этому документу под качеством понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402-94).
С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, петля ми, показатели качества.
Технический уровень продукции может быть определен как относительная характеристика качества продукции, основанная и сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, со значениями сопутствующих базовых показателей. Технический уровень продукции является составной частью ее качества, отражается в различны показателях (производительности, безопасности, экономически параметрах и др.) и повышается и результате применения оригинальных конструктивных решений, использования новых маге риалов, внедрения прогрессивных технологических процессе производства, контроля и испытаний продукции.
Конкурентоспособность товара означает его способность быть; более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря тому, что его качественные и стоимостные характеристики в большей степени соответствуют требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Под петлей качества понимают жизненный цикл продукции, включающий следующие этапы:
- маркетинг, поиск и изучение рынка;
- проектирование и разработка технических требований;
- разработка продукции;
- материально-техническое снабжение;
- подготовка и разработка производственных процессов;
- производство;
- контроль, испытания и обследования;
- упаковка и хранение;
- реализация и распределение продукции;
- монтаж и эксплуатация;
- техническая помощь и обслуживание;
- утилизация.
Под показателями качества понимают взаимосвязанную совокупность показателей продукции, характеризующих ее назначение, надежность, технологичность, уровень стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, экологические свойства, патентно-правовые аспекты, транспортабельность, безопасность, экономические параметры,
В общей совокупности показателей качества продукции выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.
Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним, в частности, может относиться объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы, а также величина экономического эффекта от использования продукции повышенного качества. К обобщающим показателям относятся также показатели сортности для продукции ряда отраслей промышленности. Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии и в отрасли.
Единичные и комплексные показатели качества применяются для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемой продукции и характера ее производства. Они используются в работе конструкторов и технологов при испытании и освоении новых и модернизации ранее освоенных изделий, при техническом контроле их производства и в других целях.
Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по различным признакам:
- количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);
- отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);
- стадии определения (проектные, производственные и эксплутационные);
- методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);
- характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);
- способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например баллами, процентами, и размерные).
При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные группы показателей качества:
- показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обусловливающие область ее применения;
- показатели надежности и долговечности, характеризующие свойства надежности и долговечности изделий в конкретных условиях их использования;
- показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонта продукции;
- показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделии и уровень унификации составных частей изделия;
Оценка управления качеством продукции на предприятии
Сущность понятия "управление качеством продукции" в системе менеджмента качества. Методики определения результативности СМК, определение его роли и зн...
Управление качеством
В учебнике рассматриваются сущность качества и менеджмента качества; эволюция форм и методов управления качеством; современные системы и методы менедж...
Управление качеством: курс лекций
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов специальностей 072000 «Стандартизация и сертификация» и 340100 «Управление качеством» при и...
Управление качеством продукции в сфере её производства на примере ОАО "Нижнетуринский электроаппаратный завод"
Понятие управления качеством продукции на производстве. Управление качеством продукции на примере ОАО "Нижнетуринский электроаппаратный завод". Компле...
Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества
Управление качеством продукции как управленческая деятельность, системно обеспечивающая стратегические процессы повышения качества продукции. Активиза...