Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Оценка управления качеством продукции на предприятии

Тип: дипломная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Сущность понятия "управление качеством продукции" в системе менеджмента качества. Методики определения результативности СМК, определение его роли и значения в улучшении эффективности производства. Отечественный и зарубежный опыт в управлении качеством.
Краткое сожержание материала:

Введение

Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления.

Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Исследования в данной области показывают, что решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством продукции выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации.

По мере развития экономических реформ в России также все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества особенно важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

В экономической литературе изучению таких понятий, как «качество продукции» и «система менеджмента качества» уделяется большое внимание. По ряду вопросов, касающихся этой области, единого мнения среди специалистов не сложилось. В литературе присутствуют различные, в том числе противоположные точки зрения. Проблема управления качеством поднимается на страницах таких журналов, как «Управление качеством», «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества». Многое о качестве продукции и менеджменте качества можно найти в учебной литературе и трудах Адлера Ю.П., Гличева А.В., Фатхутдинова Р.А. и других. Основные понятия определены стандартами ИСО 9000.

Целью исследования в дипломной работе является изучение системы управления качеством на предприятии и исследование путей ее совершенствования. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятия «качество продукции» и «показатели качества»;

- определить сущность понятия «управление качеством продукции» в системе менеджмента качества;

- изучить методики определения результативности СМК;

- проанализировать функционирование СМК на промышленном предприятии, на примере ОАО «Нефтекамскшина»;

- выявить роль СМК в улучшении эффективности производства;

- сравнить отечественный и зарубежный опыт управления качеством.

Предметом работы является система управления качеством на предприятии, объектом - деятельность ОАО «Нефтекамскшина».

В ходе исследования использованы методы наблюдения, анализа и обобщения, которые содействовали тесной связи теоретической и аналитической частей, научного аспекта проблемы и его реализации на практике на примере ОАО «Нефтекамскшина».

Дипломная работа состоит из трех глав. В первой части работы «Теоретические аспекты управления качеством продукции» ведется обзор определений понятия «качество продукции». Качество - комплексное понятие, на протяжении многих лет оно изучается и зарубежными, и отечественными учеными. Также здесь рассматриваются показатели качества, система менеджмента качества и ее отличие от управления качеством, изучается методика определения результативности СМК, вокруг которой ведется активная полемика на страницах периодических изданий.

Во второй главе «Оценка управления качеством на предприятии на примере ОАО «Нефтекамскшина» анализируется функционирование СМК на ОАО «Нефтекамскшина», ее влияние на эффективность производства и качество продукции. На предприятии применяется балльная методика определения результативности функционирования СМК, разработанная специалистами отдела системы качества и стандартизации.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, система комплексного управления качеством имеет две взаимосвязанные цели: выработку привычки к улучшениям и стремление к совершенству. Именно этому аспекту посвящена третья глава работы «Основные направления по совершенствованию управления качеством», в которой уже следуют практические рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества. Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, так как позволит установить новые и прогрессивные пропорции между ее отраслями.

1. Теоретические аспекты управления качеством продукции

1.1 Понятия качества продукции и показатели качества

Возможность предприятия успешно конкурировать на рынке в значительной степени зависит от качества и конкурентоспособности товара. По этой причине оценка качества продукции находится в центре внимания как зарубежных, так и отечественных ученых и экономистов. С переходом к рынку интерес к проблеме качества возрос, и изучению этого понятия отечественными экономистами было уделено большое внимание. Среди отечественных авторов, рассматривавших качество продукции как самостоятельный объект исследования, можно назвать Адлера Ю.П., Гличева А.В., Рахлина К.М., Скрипко А.Е., Горбашко Е.А., Окрепилова В.В., Азгальдова Г.Г., Райхмана Э.П., Версана В.Г., Панова В.П. и др. [13, с. 95].

Известен ряд определений понятия качества, данных известными специалистами, фирмами, международными организациями.

В Большом экономическом словаре дается следующее определение понятия «качество». Качество - это совокупность объективно существующих свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительную стоимость продукции. Причем отдельно выделяется понятие «качество продукции», как совокупность технико-экономических и эстетических свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные требования в соответствии с назначением [3, с. 239].

Нужно сказать, что в отличие от многих других терминов существует стандартизированное определение понятия «качество», принятое Международной организацией по стандартизации ИСО, которая трактует качество, как совокупность свойств и характеристик объекта, придающих ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [32, с. 59]. Однако применение продукции не по назначению снижает эффективность ее использования, поэтому в отечественном стандарте в определение качества введено понятие назначения. Согласно ГОСТ 15467-79, «качество - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением» [34, с. 309].

Большинство ученых, занимающихся проблемой качества, придерживаются принятой терминологии, хотя в литературе встречаются разные трактовки стандартизированного определения.

Ряд авторов рассматривает качество продукции как совокупность свойств или наиболее существенных признаков товара, характеризующих потребительские и стоимостные параметры продукта и отражающие его отличие от других товаров данной группы. Включение в рассмотрение качества этих двух сторон товара определяется тем, что покупателя при приобретении товара интересует эффективность потребления, то есть соотношение суммарного полезного эффекта от использования товара (потребительские параметры), и затрат, связанных с его приобретением и эксплуатацией, образующих в сумме так называемую цену потребления (стоимостные параметры). Такой точки зрения придерживаются Ю.П. Адлер, В.В. Окрепилов, Э.П. Райхман, Р.А. Фатхутдинов и др.

Наиболее коротко выразил понятие качества Ю.П. Адлер: «Качество - это то, что удовлетворяет потребителя». Качество - это всегда удовлетворение потребителей, а цель потребления - удовлетворение потребностей. Определение Ю.П. Адлера является краткой интерпретацией стандартных определений, однако отличие их от данного Ю.П. Адлером в том, что первые рассматривают некую возможность удовлетворения потребности, т.е. качество - в потенциале, а Ю.П. Адлер - как уже соверша...

Другие файлы:

Управление качеством на предприятии
Процессы управления качеством продукции, оценка современных подходов. Значение стандартизации продукции. Сертификация в общепринятой международной тер...

Современная методология управления качеством на предприятии
Основы управления качеством на предприятии. Качество продукции как объект управления. Содержание системного подхода к управлению качеством. Тенденции...

Совершенствование организации управления качеством продукции на предприятии
Понятие и показатели качества продукции. Основные положения управления качеством предприятия. Стандартизация и сертификация продукции. Анализ управлен...

Организация и управление качеством продукции
Принципы обеспечения и управления качеством продукции. Стандартизация и сертификация как средство повышения качества. Экономическая эффективность для...

Управление качеством продукции на примере предприятия
Теоретические основы управления качеством продукции на производственных предприятиях как фактор повышения их конкурентоспособности. Организация службы...