Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Технология управления знаниями и интеллектуальный капитал как источники конкурентных преимуществ

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Создание и управление знаниями как необходимая функция менеджмента в современных условиях. Инновации в обеспечении конкурентоспособности современных организаций. Практика государственных корпораций и российских предприятий в контексте современных вызовов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Технология управления знаниями и интеллектуальный капитал как источники конкурентных преимуществ

Введение

управление инновация конкурентоспособность

Под созиданием организационного знания понимается потенциал компании как единого целого созидать новейшее знание, излучать его по организации, олицетворять в ПРОДУКЦИИ, услугах и системах, а самое главное это превращать в свои КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА.

Наличествуют и другие теории, которые объясняют изучаемый феномен, но в данной работе рассматривается ключевой и универсальный компонент организации - человеческое знание (интеллектуальный капитал).

Изучение человеческого знания так же старо, как и человеческая история. Еще в Древней Греции оно представляло собой первостепенный предмет философии и эпистемологии. В наше время интерес к знанию увеличился не только со стороны таких теоретиков, как Питер Друкер и Элвин Тоффлер, сконцентрировавших внимание на его роль как ресурса управления и власти, но и со стороны все возрастающей армии ученых, которые изучают организацию промышленности, технологию и стратегию управления, теорию организации, которые также начали выдвигать теории управления знанием.

Эпохи перемен нередко инициируют компании использовать знания, которые созданы вне компании. Как утопающий хватается за соломинку, так и компании, даже находясь в сложном положении от перемен, сосредотачивают знания от различных источников. Только для японских компаний присуще непрерывное введение инноваций при помощи установления взаимосвязи между различными источниками. Полученные извне знания массово распространяются внутри организации и трансформируются в интеллектуальный капитал компании, а в итоге воплощаются в созидании новейших видов продукции. В этом эпизоде следует говорить об определенной трансформации знаний, которые принадлежат прочим структурам, в неотъемлемvю часть познаний компании в облике новейшей продукции. Собственно этот процесс и представляет собой ключ к пониманию причин успеха японских компаний. Как раз этот синтез внешней и внутренней деятельности дает возможность японским компаниям стабильно внедрять инновации, кои дают возможность обрести преимущества в непрерывной конкурентной борьбе.

Во время развития 5-го технологического уклада любая страна для приобретения конкурентного преимущества самого высокого порядка стремится создать новый инновационный продукт, чтобы за счет его монопольного производства обогнать своих конкурентов. В центре технологического уклада на сегодняшний день находятся США, Япония, Германия, Великобритания, Франция. Такие страны, как Нидерланды, Швеция, Канада, Италия и другие тоже стараются попасть в технологическое ядро мирового развития. Вот почему сейчас в мире идет акцентирование наукоемких отраслей, монополизация производства микроэлектронной и программной продукции, значительный рост затрат на НИОКР.

В частности, «Самсунг» ежегодно тратит на НИОКР не менее 5% от объема продаж (не менее $2,5 млрд), «ИБМ» - 5, 2 ($3,5 млрд), «Дженерал электрик» - 5,3 ($3,2 млрд), «Сони» - 5,7 ($4,5 млрд), «Филипс» - 7% ($2,3 млрд). Отмечается четкая тенденция увеличения затрат на НИОКР как первостепенного условия экономического развития стран, повышения их конкурентоспособности [19, c. 105].

Сегодняшнее время характеризуется следующими процессами:

· глобализация всех процессов, происходящих в обществе;

· инновационное развитие, характерное не только для отдельных организаций но и целых государств и их различных объединений.

Все указанное говорит о массовом использовании проектных решений в достижении поставленных инновационных целей в условиях массовой глобализации и красноречиво подчеркивает актуальность и важность настоящей темы работы.

Объектом исследования в данной работе являються знания (инновации, интеллектуальный уапитал).

Предметом исследования работы является технология управления знаниями (инновациями) для обеспечениия конкурентоспособности современных организаций.

В работе использовались различные способы и методы системного исследования и анализа, а именно: всеобщие философские методы, методы діалектики, общенаучные и частнонаучные методы исследования, общелогические методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукции, дедукции, обобщения и др.

Целью работы является технология управления знаниями (инновациями) для обеспечения конкурентоспособности современных организаций.

В соответствии с заданной целью в работе решаются следующие задачи:

· показана роль знаний (инноваций), как фактора экономической эффективности деятельности современных организаций;

· приведены примеры успешного управления знаниями в мировой практике;

· доказана ключевая роль инноваций в управлении знаниями и обеспечении конкурентоспособности;

· дана характеристика инновациям и латеральному маркетингу как современным инструментам управления знаниями;

· раскрыта роль инноваций в оптимизации издержек производства;

· дана общая характеристика экономики России с точки зрения ее наукоемкости;

· рассмотрены пути и подходы структурной перестройки экономики экономики на основе имеющихся потенциальных возможностей;

· приведены практические примеры управления знаниями и использования их в деятельности российских компаний;

· сделаны выводы.

Работа включает введение, три главы, заключение и список источников литературы, которые использованы в работе. По тексту работы имеется достаточное количество ссылок на источники.

1. Создание и управление знаниями необходимая функция менеджмента в современных условиях

1.1 Последовательность создания и управления знаниями. Исторические примеры успешным управлением знаниями

Как японские компании завоевали мировое лидерство в отдельных сферах, к примеру в производстве автомобиле и электронике? В чем состоит секрет их успеха? Общеизвестные эксперты в сфере японского бизнеса Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи в своей книге «Компания - созидатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах» первыми объединили эффективность японских компаний с их потенциалом к созиданию нового знания и применению его для производства успешных продуктов и технологий. Это одна из важнейших книг о создании организацией знания. Ее выход на русском языке в 2011 году являет собой знаменательное событие, нам предоставилась возможность ознакомиться с трудом, который безусловно надлежит причислить к классике современного менеджмента.

Авторы уверены в том, что создание знания - это один из главнейших источников международной конкурентоспособности. Они подчеркивают, что причиной эффективности японских фирм, образцами из деятельности которых подтверждается теория созидания знания, заключается в оригинальности национального подхода и в абсолютном соответствии с личной теорией обнаруживают тайну этой оригинальности.

Главная цель книги посвящено поискам причин успеха японских компаний в 1970-1980 годы.

Для объяснения данного феномена адресуются даже к античной философии, а также к классическим экономическим теориям и учениям современных экономических гуру.

Проблема управления знаниями в компании смогла возбудить множество разнообразных чувств - от оживленного открытого внимания до откровенного скепсиса и язвительных усмешек. Конечно как здесь не иронизировать если и само определение знания представляет собой проблему сложную философскую и неоднозначную.

Понять процесс создания знания организацией означает понять процесс претворения в жизнь инноваций [8, c. 11].

Сотворение нового знания также не легко как и овладение любым знанием, приобретенным из внешних источников. Знание должно созидаться самостоятельно, нередко в результате интенсивного и трудоемкого взаимодействия всех сотрудников opгaнизации. Сотрудники, создающие новую продукцию в компании Саnоn, к примеру, по выходным дням на выездных заседаниях в любом отеле принимают участие в «мозговом штурме» по решению важнейших проблем. Таким образом, этот факт японской практики разнится от «эталонных» схем, используемых в компаниях, аналогичных GE, АТ&Т, Хегох и Milliken, где боготворят учиться за счет других. В Milliken аналогичная практика именуется «воруй идеи без стыда». Японский подход также создает предпосылки к формированию «модульной» или «виртуальной» корпорации, которая использует взамен знаний своих знания других, в том числе и конкурентов и специалистов из других фирм. Японские компании полагают, что новое собственное знание не может быть создано без энергичного использования внешних источников. Ради созидания знания происходит его изучение из как можно большего числа любых источников.

Организационное знание созидается по спирали, начиная с индивидуального уровня, и при расширении взаимодействия преодолевает уровни секции, отдела, сектора и организации в целом.

Компании, созидающие знание, стараются организовать систематическое управление этим процессом. Управленческий процесс, оптимальный для создания организационного знания, существенно отличается от привычных для большинства руководителей традиционных моделей управления «сверху-вниз» - и «снизу-вверх».

Другие файлы:

Конкурентные преимущества компании (на примере ООО "Фиш-сервис")
Факторы, источники и классификация конкурентных преимуществ. Способы их формирования. Анализ финансовой деятельности, организационной структуры, бюдже...

Интеллектуальный капитал: проблемы формирования и управления
Сущность и структура интеллектуального капитала. Трудности, возникающие при его формировании и управлении. Проблемы управления интеллектуальным капита...

Пути достижения конкурентного преимущества продукции на рынке
Теоретические основы технологии формирования конкурентных преимуществ в организации. Место и роль конкуренции в рыночной системе. Методы конкурентных...

Развитие теории конкурентных преимуществ
Исследование особенностей и обобщение теоретических основ формирования конкурентных преимуществ как источника конкурентоспособности субъектов хозяйств...

Формирование конкурентных преимуществ машиностроительного предприятия на основе логистической оптимизации процессов товародвижения (на материалах ОАО "Автоагрегат")
Маркетинговая характеристика, анализ деятельности и финансового состояния ОАО "Автоагрегат". Системное управление запасами, как фактор формирования ко...