Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Субъективная сторона отношения к труду

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Характеристика системы потребностей, мотивов и стимулов трудовой деятельности. Социально-психологические принципы стимулирования деятельности производственного коллектива. Основные принципы, способствующие повышению эффективности стимулирования труда.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

История развития общества показывает, что единственным средством и естественным условием существования человека является труд. Наряду с природой труд служит источником всех богатств и ценностей человеческой культуры. Если, с одной стороны, по отношению к человеку труд выполняет функции его существования и развития, то, с другой стороны, отношение человека к труду бывает неоднозначным. Человек может относиться или не относиться к труду как к средству существования, он может работать и во имя осуществления других целей, например для реализации своих сущностных сил. Человек также не обязательно относится к труду как к потребности, т. е. работает ради удовлетворения своей потребности в труде. Объективная сторона отношения человека к труду проявляется в субъективных формах и оценках: отношение человека к труду связано с мотивами и побудительными стимулами к труду Субъективная сторона отношения к труду определяется:

- актуальными естественными и социальными потребностями личности;

- структурой мотивов трудовой деятельности;

- общественной системой стимулирования труда.

Субъективная сторона отношения к труду имеет различные аспекты и уровни: психологический, социально-психологический, социологический, культурологический. стимулирование труд мотив потребность

Цель моей работы состоит в том, чтобы изучить субъективную сторону отношения к труду и определить её социально-психологические факторы. Отсюда вытекают задачи моей работы:

1. Разобрать систему потребностей, мотивов и стимулов трудовой деятельности.

2. Выявить социально-психологические аспекты субъективной стороны отношения к труду

Глава 1 . ПОТРЕБНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Впервые структуру потребностей разработал в 1930-е годы европейский, а затем американский психолог К. Левин. По его мнению, потребности являются движущей силой человеческой деятельности, это «мотор поведения человека». Он разделил потребности на два типа:

1.Истинные потребности (например, потребность в труде, потребность в самоутверждении).

2.Квазипотребности, или актуальные потребности, возникающие в данный момент.

По структуре и содержанию квазипотребности не отличаются от истинных потребностей. Различие заключается в динамике -степени напряженности потребности. Напряжение потребности является решающим, детерминирующим фактором психической деятельности человека. Степень активности деятельности зависит от степени напряженности потребности в этой деятельности. По завершении деятельности происходит разрядка напряженности, потребность удовлетворяется. Причем, как отмечал К. Левин, человек способен гибко регулировать удовлетворение своих потребностей. Он способен свободно выбирать способ и средство удовлетворения потребности, а также замещать, заменять одну потребность другой. Идеи Левина об актуализации потребностей и возможности их замещения очень важны при анализе потребностей трудовой деятельности. [1]

Развивая идеи К. Левина, американский психолог А. Маслоу разработал теорию иерархии потребностей. Предложенная им модель представляет собой пирамиду, включающую в себя пять уровней потребностей (рис. 1). Потребности иерархизованы по степени их значимости для человека.

Первый уровень - физиологические потребности. Это низший, но самый значимый для человека уровень потребностей (в пище, воз- духе, отдыхе и пр.). Если эти потребности актуализированы, но не удовлетворяются, то и все остальные потребности не имеют значения, поскольку нарушается регуляция работы организма человека.

Второй уровень - потребности в безопасности. Сюда входят потребности в защите от лишений, физических угроз и опасностей со стороны окружающей среды. Если эти потребности актуализированы, но не удовлетворяются, то нарушается регуляция психики человека.

Третий уровень - социальные потребности. К ним относятся потребности в принадлежности к группе, в теплых взаимоотношениях с людьми, во взаимной помощи и поддержке, в любви и дружбе. Если эти потребности актуализированы, но не удовлетворяются, то нарушается регуляция социальной деятельности человека.

Четвертый уровень --личностные потребности. Они носят двойственный характер и чрезвычайно сложны. Во-первых, человек нуждается в самоуважении, которое часто является следствием совершенного овладения какой-либо деятельностью. Так формируется потребность в уверенности в своих силах, возможностях, способностях, знаниях, в независимости от других людей, в успехах и достижениях в работе. Во-вторых, человек нуждается в уважении со стороны других людей, в высокой оценке ими его деятельности, в признании другими его репутации, авторитета, статуса, заслуг. Если эти по-требности актуализированы, но не удовлетворяются, то нарушается регуляция поведения личности: человек не в состоянии действовать как личность, значимая для других людей.

Пятый уровень - потребность в самоактуализации. Это, по выражению Маслоу, «потребность стать тем, кем данный человек способен стать». Практически она выражается в потребности реализовать свои собственные потенциалы, продолжать саморазвитие, заниматься творчеством. В отличие от других четырех уровней потребностей, которые могут быть удовлетворены, потребность в самоактуализации никогда не бывает удовлетворена полностью. Эта неудовлетворенность является следствием нереализованных возможностей человеческого духа. Будучи однажды приведен в движение, получив первоначальный импульс, дух способен бесконечно и безгранично развиваться и творить. Если эта потребность актуализирована, но не удовлетворяется, то нарушается регуляция творческой деятельности и человек не в состоянии работать как творец, созидатель.

Между иерархией потребностей и возрастом человека существует взаимосвязь. Каждый уровень потребностей соотносится с определенным периодом жизни. Физиологические потребности и потребности в безопасности имеют первостепенное значение в младенческом возрасте. По мере роста и развития ребенка все более важными становятся для него социальные потребности. Когда человек достигает зрелости, его деятельностью, как правило, руководят личностные потребности. Если он добивается успеха и удовлетворяет эти потребности, то в последующих периодах жизни наиболее значимой становится потребность в самоактуализации. Однако успеха в жизни (имеется в виду его субъективное понимание) добивается далеко не каждый, соответственно пятый уровень потребностей выражен не у всех. [2]

Другой американский психолог - Г. Меррей разработал детальную классификацию социальных потребностей. По его мнению, они имеют противоречивый характер и включают в себя два полюса. В зависимости от специфики сложившихся отношений у конкретного человека актуализируется то один, то другой полюс потребности, и тогда в своем поведении он будет руководствоваться более напряженной потребностью. Отношение человека к людям выражают следующие социальные потребности:

Потребность в дружеских связях

Потребность в автономии, в отказе от сближения с человеком

Потребность проявить уважение к другим людям

Потребность освободиться от регла-ментированных отношений, от необ-ходимости проявлять к другим людям уважение и интерес

Потребность в доминировании, контроле над поведением других, стремление играть главную роль в контактах

Потребность в подчинении, принятии навязываемой линии поведения

Потребность в достижении успеха, стремление сделать что-то лучше других, настойчивость в устранении помех на пути к цели

Потребность в избегании неудачи, уклонение от трудностей, отсутствие инициативы

Потребность оказывать помощь, проявлять заботу, альтруизм - заб-вение собственных интересов ради интересов другого человека

Потребность защищать и отстаивать свои интересы, эгоизм - превыше всего собственные интересы

Потребность в порядке - стремление к упорядоченности, понятности, четкости взаимоотношений с людьми, избегание сложных, конфликтных отношений

Потребность в игре - предпочтение игровых форм отношений, легкость, загадочность, фантазия в отношениях

Потребность в покровительстве, ожидание совета, помощи, сочувствия, духовной близости

Потребность в самостоятельности, отпор ущемлению личных интересов

Потребность в позитивном видении мира - приписывание людям «доброй природы», «добра»

Потребность в негативном видении мира -приписывание людям «враж-дебной природы», «зла»

Следует иметь в виду, что удовлетворенные потребности перестают быть актуальными и не являются больше мотиваторами поведения. Человек побуждается, мотивируется к деятельности неудовлетворенными потребностями. Его поведение носит целенаправленный характер, поскольку каждое его действие направлено на уменьшение напряжения, которое возникает вследствие неудовлетворенных потребностей. Человек ест потому, что го...

Другие файлы:

Квалификация преступлений, их объективная и субъективная сторона
Элементы объективной стороны убийства как типичного преступления с материальным составом, прямой умысел как его субъективная сторона. Кража с незаконн...

Субъективная сторона преступления
Субъективная сторона как обязательный элемент состава преступления. Определение характера и степени общественной опасности содеянного. Интеллектуальны...

Кража в уголовном праве
Уголовно-правовая характеристика кражи: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона преступления. Квалифицированные виды краж. Хищение...

Субъективная сторона состава преступления 2

Уголовно-правовая характеристика хищения
Понятие и признаки хищения в уголовном законодательстве РФ. Оценка хищения как родового понятия группы преступлений, посягающих на собственность. Объе...