Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Роль операционного и стратегического менеджмента в прогнозировании и планировании производственной программы

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Методология планирования производственной программы. Взаимодействие стратегического и операционного менеджмента при планировании и прогнозировании производственной программы. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Роль операционного и стратегического менеджмента в прогнозировании и планировании производственной программы

Введение

Планирование остается одним из важнейших инструментов управления предприятием. В настоящее время выделяются с точки зрения охвата временем и содержания три направления планирования на предприятии: стратегическое, текущее (тактическое) и оперативно-производственное. Обоснованность плановых решений и эффективность их реализации зависти от квалификации руководителей и специалистов экономических, технических служб, уровня их подготовки в области экономики и управления предприятием.

Стратегическое планирование на предприятии представляет собой особый вид практической деятельности людей - плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. В тоже время, планирование - одна из важнейших задач операционного менеджмента.

План производства и реализации продукции для промышленного предприятия определяет его производственную программу и является центральным разделом плана деятельности всего предприятия в целом. Все остальные разделы разрабатываются на основе этого плана.

Целью настоящей работы является исследование роли операционного и стратегического менеджмента в прогнозировании и планировании производственной программы предприятия.

Объект исследования - ОАО «Система».

1. Методология планирования производственной программы

Основной целью производственного плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. Содержание производственного плана может меняться в зависимости от отрасли, в которой действует фирма.

План производства желательно приводить в перспективе на 2-3 года. Очень полезной здесь может быть схема производственных потоков, которая наглядно покажет откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться. Важно уточнить, каким образом будет осуществляться контроль за качеством продукции.

Планирование производства промышленного предприятия обеспечивает неуклонный рост выпуска продукции, улучшение ее структуры (что характеризуется изменением удельных весов отдельных изделий и их групп в общем объеме продукции), повышение качества продукции, наиболее полное удовлетворение спроса потребителей, возможно и более полное использование производственной мощности предприятия.

При планировании и анализе производственной программы применяются натуральные и стоимостные показатели. В многономенклатурной программе суммарный объем работ нельзя выразить в натуральных показателях. Для этой цели используются стоимостные показатели. Пли планировании производственной программы учитываются две категории продукции: готовая продукция и незавершенная продукция.

При планировании производственной программы на промышленном предприятии рассматривается задача составления расписания ведения работ на всех объектах в плановом периоде (составляется календарный график). При этом следует руководствоваться следующими основными принципами [3, с. 125]:

1) в производственную программу должны включаться реальные объекты;

2) следует предусмотреть концентрацию ресурсов;

3) необходимо увязать плановый объем работ с производственной мощностью промышленного предприятия;

4) распределение работ должно быть осуществлено таким образом, чтобы обеспечить ритмичность работы всего предприятия в целом;

5) в производственной программе необходимо предусмотреть увязку объемов работ, выполненных собственными силами и вспомогательным производством.

Исходными данными для разработки производственной программы промышленного предприятия являются [2, с. 204]:

1) данные расчетов производственной мощности предприятия;

2) договора с заказчиками и другими предприятиями;

3) протоколы согласований объемов работ;

4) титульные списки;

5) графики выдачи проектно-сметной документации:

а) проект организации производства;

б) проект производства работ;

в) смета затрат производства;

6) графики выдачи в монтаж оборудования и материалов, поставляемых заказчиком;

7) ве6домость объемов работ;

8) распределение объемов работ по исполнителям.

В плане производства содержатся следующие основные показатели [1, с. 45]:

- объем реализации продукции;

- объем товарной продукции;

- номенклатура продукции (план производства продукции в натуральном выражении).

Основным показателем общего объема продукции является реализованная продукция. Этот объем может выражаться в действующих и неизменных ценах.

Наряду с этим основным показателем для планирования деятельности промышленного предприятия в качестве промежуточных показателей в плановых расчетах используются показатели валовой и товарной продукции. Товарная продукция представляет собой денежную оценку всех изготовленных в соответствующий период конкретных изделий. В состав товарной продукции изделия зачисляются после того, как они полностью закончены обработкой, укомплектованы, приняты органами технического контроля в соответствии с существующими техническими условиями и сданы на склад готовой продукции. Товарная продукция - это продукция, изготовленная за соответствующий период. Однако только часть работ, связанных с изготовлением товарной продукции, выполнена в торт период, в который она оформлена. Поэтому величина товарной продукции неполно и неточно характеризует объем производственной деятельности промышленного предприятия. Показателем, выражающим этот объем, является валовая продукция. Валовая продукция определяется как алгебраическая сумма товарной продукции и изменения стоимости остатка незавершенного производства за соответствующий период. Если за этот период величина незавершенного производства возрастает, то валовая продукция по своей величине будет больше товарной и, наоборот.

Как товарная, так и валовая продукция может быть выражена либо в текущих ценах (то есть ценах, действующих в соответствующий период), либо в неизменных (стабильных) ценах. В практике планирования и учета на промышленном предприятии величина товарной продукции обычно используется для обоснования финансовых результатов деятельности предприятия. На ее основе разрабатывается плановая себестоимость продукции, определяется план по реализации продукции и прибыли. Поэтому товарная продукция, как правило, выражается в текущих, действующих ценах. С другой стороны, основное назначение показателя валовой продукции- измерения объема производства и его динамики. Этим целям более соответствует применения неизменных цен.

Реализованная продукция - это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем. В состав реализованной продукции за данный период входят изделия, изготовленные за предшествующий период и находящиеся на начало периода в остатках готовой продукции. С другой стороны, часть товарной продукции данного периода остается нереализованной, тот есть входит в остатки готовой продукции и товары отгруженные (неоплаченные) на конец периода.

Таким образом, реализованная продукция может быть определена как товарная продукция, увеличенная на величину входных и уменьшенная на величину выходных остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных.

Показатели планового объема производства определяется на основе заданий по производству продукции в натуральном выражении.

Таким образом, наиболее значимыми показателями производственной программы промышленного предприятия выступают [4, с. 156]:

1) ввод в действие производственных мощностей. Это показатель характеризует конечные результаты;

2) объем продукции, подлежащей реализации.

Показатель реализованной продукции складывается из составляющих по формуле (1.1):

, (1.1)

где - полная стоимость продукции, расчеты которой производятся в плановом году, тыс. руб.

- стоимость продукции, расчеты по которой производятся ежеквартально, тыс. руб.

d - доля стоимости j - ой продукции, расчеты по которой производятся по окончании периода

- стоимость товаров, реализуемых в плановом году, по которым в предыдущие годы проводились промежуточные расчеты и объем продукции, оплаченной в предыдущие годы, тыс. руб.

Начинается составление производственной программы с разработки номенклатурного плана производства.

Годовая производственная программа предприятия разрабатывается на основе уточнения и конкретизации соотве...

Другие файлы:

Основы стратегического менеджмента
Сущность и подходы стратегического менеджмента, стратегическое и оперативное управление. Необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацел...

Эволюционные направления развития стратегического менеджмента
Предмет стратегического планирования; школа стратегического менеджмента. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской...

Место и роль стратегического анализа в системе стратегического менеджмента
Понятия стратегии, стратегического менеджмента. Роль и место стратегического анализа в системе стратегического менеджмента, этапы и основные методы и...

Информационная технология для стратегического преимущества
Определение стратегического менеджмента. Механизм поддержания конкурентоспособности фирмы. Задачи блока инвестирования стратегических целевых установо...

Формирование производственной программы предприятия
Сущность и система показателей производственной программы предприятия. Алгоритм разработки производственной программы. Роль производственной программы...