Эволюционные направления развития стратегического менеджмента
Краткое сожержание материала:
30
Оглавление
Введение
1. Предмет стратегического планирования
2. Эволюция теорий стратегического менеджмента
3. Школа стратегического менеджмента
4. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практики
5. Основные этапы процесса стратегического менеджмента
6. Определения стратегического менеджмента
7. Модель и методология стратегического менеджмента
Заключение
Список литературы
Введение
Стратегический менеджмент, или стратегическое планирование (в последние годы чаще используется понятие «менеджмент») находится в системе наук об управлении. Когда говорят о менеджменте, имеется ввиду только определенная сфера управления - управление организацией или ее частями - отдельными процессами, либо участками.
Сама дисциплина появилась как обобщение практических приемов и таковой в значительной мере и остается. Это не означает, что сама дисциплина и ее инструментарий не развиваются. Сам уже отмеченный характер стратегического менеджмента предполагает непрерывное осмысление практики менеджмента фирмы и совершенствование его стратегического инструментария.
Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974году. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году.
Объекты, с которыми имеет дело стратегический менеджмент, - это предприятия, независимо от их отраслевой принадлежности и характера бизнеса, которыми они занимаются.
Стратегическое планирование (или стратегический менеджмент) родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу.
Цель данной работы состоит в том, что бы рассмотреть и научиться основным понятиям стратегического менеджмента, которые можно вполне применить на практике в различных отраслях сферах деятельности.
Для того чтобы понять стратегический менеджмент, полезно кратко ознакомиться с его историей и рассмотреть ключевые идеи.
Стратегический менеджмент развился на основе преподавания и изучения делового администрирования (управления бизнесом). Корни преподавания стратегического менеджмента прослеживаются от бизнес-политики, или курса общего менеджмента, который к 1960-м годам стал обязательным курсом бизнес-школ, завершающим программу изучения бизнеса. Преподаватели бизнес-политики столкнулись с необходимостью систематического осмысления стратегий, применяемых компаниями, что, в конце концов, привело к самостоятельному изучению стратегического менеджмента.
1. Предмет стратегического планирования
Стратегическое планирование - это разработка философии фирмы на долгосрочный период, для определения параметров, важных для организации.
Стратегическое планирование - одна из функций управления, функция деятельности предприятия. Маркетинг определяет цели деятельности фирмы, а стратегическое планирование обеспечивает достижение этих целей.
Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов. Под этим могут подразумеваться успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства. Менеджмент -- это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров. Интуиция, воля, такт, лидерство -- в этих и подобных понятиях проявляется хороший менеджмент по отношению к людям и их группам как внутри организации, так и вне ее, но с которыми организация связана в своей деятельности.
Начиная с 60-80х годов, целью стратегического планирования считалось определение количественных показателей деятельности фирмы (прибыль и т.д.)
С 80-х годов был сделан акцент на определение качественных показателей (доля конкурентоспособности, доля рынка, принадлежащая компании).
Теоретические предпосылки стратегического менеджмента:
ь Теория фирмы (макроэкономическая);
ь Методики планирования;
ь Теории менеджмента.
На теорию фирмы повлияли:
Неоклассическая теория:
· Фирма рассматривается как рациональный субъект
· Замкнутость деятельности фирмы
· Деятельность фирмы определяется внешними условиями ее функционирования
Эта модель теории не применима на практике, т.к имеется большая сложность в расчетах.
Альтернативные теории фирмы:
· Фирма - открытая система
· Фирма не является неделимым субъектом, ее образуют разнородные субъекты. Максимизация прибыли не является главной целью разнородных субъектов фирмы. На деятельность фирмы влияет не только внешняя, но и внутренняя среда и фирма может пытаться влиять на окружающую среду.
2. Эволюция теорий стратегического менеджмента «Стратегический менеджмент» Ф.Аналоуи, А.Карами, М.: «Юнити», 2005, 57 стр.
«Менеджмент организации» Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др., М.: ИНФРА-М, 1995, 19 стр.
Для того чтобы понять стратегический менеджмент, полезно кратко ознакомиться с его историей и рассмотреть ключевые идеи. Стратегический менеджмент развился на основе преподавания и изучения делового администрирования (управления бизнесом). Корни преподавания стратегического менеджмента прослеживаются от бизнес-политики, или курса общего менеджмента, который к 1960-м годам стал обязательным курсом бизнес-школ, завершающим программу изучения бизнеса. Преподаватели бизнес-политики столкнулись с необходимостью систематического осмысления стратегий, применяемых компаниями, что, в конце концов, привело к самостоятельному изучению стратегического менеджмента.
С исследовательских, аналитических позиций можно выделить четыре периода эволюции теорий стратегического менеджмента (рис. 1). С теоретической точки зрения, недавно оформившиеся теории стратегического менеджмента (такие, как подход к фирме с позиций ее ресурсов) сместили фокус внимания в сторону внутренних аспектов компании, чьи характеристики представляли основное поле исследований на ранних стадиях развития стратегического менеджмента. Самые первые исследователи стратегий Andrews и Ansoff больше внимания уделяли содержанию понятия «лучшая практика ведения бизнеса», которая обеспечивает успех компании. Приверженцы этого направления в основном интересовались осмыслением внутреннего механизма развития компании, так называемого «черного ящика», и утверждали, что постоянный успех компании является функцией ее внутренних и уникальных конкурентных ресурсов.
Рис. 1. Эволюция теорий стратегического менеджмента
В течение следующего периода развития стратегического менеджмента и теоретически и методологически отошел от особенностей ранней стадии и переключил внимание на экономику организации отрасли. Начиная с 1970-х годов, исследования сосредоточились на экономике организации отрасли, теоретические основы которой были заложены в работах Mason (1939) и Bain (1968). В работе Hoskisson (1999) утверждается, что этот переход к новому объекту изучения с внутренних на внешние по отношению к компании факторы, а именно на структуру отрасли и сохранение конкурентных позиций в ее пределах. Экономика организации отрасли рассматривает структурные аспекты отрасли, в то время как работы по стратегическим группам сфокусированы преимущественно на группировании фирм в пределах отрасли. В современном стратегическом менеджменте весьма популярные области исследования - стратегические группы и конкурентная динамика.
Говоря о начальном этапе эволюции стратегического менеджмента, среди тех часто хаотических потуг, из которых, в конце концов, выкристаллизовывается миссия предприятия, следует, помимо доминирующей школы предпринимательства, упомянуть другие.
Рано или поздно разумный предприниматель задумывается над своим видением и целями, т.е. в его стратегическом мышлении начинает проявляться когнитивная составляющая. Это позволяет говорить о том, что на данном этапе стратегический менеджмент предпринимательской структуры может быть описан в терминах когнитивной школы стратегии.
На третьем этапе эволюционного развития теорий стратегического менеджмента отчетливо прослеживается возврат к фирме как объекту изучения. Возрождение интереса к внутренним характеристикам компании со всей очевидностью проявляется в том, что основной акцент делается на конкурентную динамику и граничные взаимоотношения фирмы с окружающей средой.
Стратегический...
Организация и перспективы развития стратегического менеджмента в современной организации
Сущность и содержание стратегического менеджмента на предприятии. Процессы и способы разработки стратегий предприятия в рамках стратегического менеджм...
Основы стратегического менеджмента
Сущность и подходы стратегического менеджмента, стратегическое и оперативное управление. Необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацел...
История развития стратегического менеджмента
Теоретико-методологические основы стратегического менеджмента. Бюджетирование, долгосрочное и стратегическое планирование. Основные этапы стратегическ...
Теория лидерства: основные эволюционные направления. Типы лидеров
Основные эволюционные направления концепций лидерства. Модели ситуационного лидерства Фидлера, Херсея и Бландшара, Хауза и Митчела, Врума-Йетона-Яго....
Сущность и характеристики стратегического менеджмента. Исторические этапы формирования и тенденция развития
Понятие и основные задачи стратегического управления, его структура. Анализ внешней и внутренней среды организации, выбор стратегии и контроль ее выпо...