Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Роль лидера в организации

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Определение лидерских способностей руководителя организации, рекомендации по изменению стиля его руководства и поведения. Признаки системного подхода к управлению организацией. Тестирование руководителя с целью выявления наличия у него лидерских качеств.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Актуальность исследуемой проблемы обуславливается особенностями, характерными для лидера - человека, который стоит во главе коллектива, определяет основные направления её деятельности и развития. Его необходимость диктуется тем, что в каждом коллективе существуют и должны кем-то регулироваться две взаимодополняющие системы отношений: деловые и личные. Если каждая из них отрегулирована, если отношения, складывающиеся в одной системе, противоречат отношениям, культивируемым в другой, то такой коллектив не сможет успешно работать, никогда не станет высокоэффективной. Поэтому утверждение, заключающееся в том, что менеджер, управляющий поведением других людей должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из исследователей и наиболее успешных практиков управления в настоящее время не вызывает сомнения. Современный лидер - не тот, кто по своему положению имеет право командовать, а тот, кто обладает личностными качествами, способствующими созданию жизнеспособной организации, кто способен стимулировать постоянные перемены и инновации, вдохновлять людей на результативный труд.

Лидерство, необходимость развития лидерских качеств необходимо рассматривать как одну из основных задач рабочих управленческих специальностей. Для рабочих в первую очередь лидерство означает социальную активность, или активную жизненную позицию. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений. Эти качества являются основанием для управленческих умений. Работодатель заинтересован в том, чтобы получить наиболее квалифицированного управленца - эффективного лидера.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики. Изучение эмоционального интеллекта и его связи с лидерскими качествами - важная теоретическая и практическая задача, требующая актуального исследования и дальнейшей разработки.

Принято говорить, что на предприятии есть лидеры и есть управленцы. Дело в том, что ключевые задачи, мероприятия, сами действия управленцев и лидеров отличаются друг от друга. Человек может быть прекрасным лидером и отвратительным менеджером и наоборот. Проблема возникает тогда, когда организации смешивают эти две роли. Конечно, есть редкие исключения, когда люди блестяще соединяют в себе и те, и другие качества.

Работа любого предприятия во многом зависит от руководства и применяемых им технологий управления. Для грамотного руководства современному руководителю важно исходить из системного мышления в вопросах управления организацией и людьми в ней.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Определить, что такое лидерство в организации.

- Выяснить, какие бывают лидеры (поведенческий и ситуационный подход).

- Определить, что такое системный подход к управлению организацией, каковы его признаки.

- Рассмотреть роль лидера в организации при системном подходе к управлению.

- Протестировать руководителя организации с целью выявления наличия у него лидерских качеств.

Предмет исследования: теория лидерства.

Объект исследования: системный подход и роль лидера в организации.

Цель курсовой работы: Определить лидерские способности руководителя организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.

Методологическая основа исследования: при рассмотрении лидерских качеств я опирались на работы таких авторов, как Френсис Гальтон, Габриэль Тард, Ральф Стогдилл, Р. Бейлзу, Ф. Слейтору, Алыфанов С.А., Басовым М.Я., Рубинштейном С.Л., Леонтьевым А.Н. и Андреевой Г. М.

Структура курсовой работы: состоит из одной теоретической части, в которой рассмотрена история лидерства, типология лидерства, качества лидера и развитие лидера на коллективном уровне; из второй практической части в которой рассмотрены характеристика организации и кадровый состав, тесты и заключения, где можно найти мои выводы по теме и список литературы.

1. Теоретические аспекты воспитания лидера

1.1 История возникновения лидерства

Тема лидерства является составной частью социальной психологии с первых дней ее существования, а в 80-х годах XX в. ею заинтересовались и специалисты из смежных областей - индустриальной, управленческой психологии и организационного поведения, социологических и экономических дисциплин. К настоящему времени психологи выделяют несколько основных теоретических подходов в понимании происхождения лидерства. Среди них в первую очередь можно выделить подходы с опорой на личные качества лидера. Это - теория черт, а также поведенческий и ситуационный подходы [Битянова Н.К. Социальная психология. Наука, практика и образ мыслей. Уч. пос..-М.: Эксмо-Пресс, 2001].

"Харизматическая теория" исходит из исследований английского психолога и антрополога Френсиса Гальтона (1822-1911), пытавшегося объяснить лидерство на основе наследственности, а также из положений немецкой психологии конца XIX - начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт, харизмой, экстраординарными свойствами и способностями. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики.

Так, французский социолог, один из основоположников социальной психологии Габриэль Тард (1843-1904) полагал, что лидерам свойственно сочетание таких качеств, как творческая одаренность и нонконформизм. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:

- ум или интеллектуальные способности;

- господство или преобладание над другими;

- уверенность в себе;

- активность и энергичность;

- знание дела.

Ситуационная теория лидерства, (Стогдилл Р., Хилтон Т., Голдиер А.) утверждает, что в основном лидерство - это продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Как отмечает Пиаже Ж., лидер превращается в какого-то "флюгера" [Мокшанцева О.С. Социальная психология. Уч. пос. для вузов- М.: Инфра-М, 2001].

Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях, Хартли Е.предложил четыре "модели", позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение:

- если ты стал лидером в одной ситуации, твои шансы стать таковым в другой ситуации повышаются;

- если ты проявил себя как лидер, ты приобрел авторитет, который может способствовать назначению тебя на руководящую должность и тем самым закреплению твоего лидерства;

- восприятие группы стереотипно, и если ты стал лидером в одной ситуации, она воспринимает тебя таковым и в другой;

- лидером становится тот, кто к этому стремится.

Но, по мнению Андреевой Г. М., вряд ли можно считать достаточно убедительными рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее ситуационная теория оказалась достаточно популярной. Именно на ее основе было проведено много экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

В 50-е годы Р. Бейлзу и Ф. Слейтору удалось выделить две фундаментальные лидерские роли:

- роль делового, инструментального лидера

- роль экспрессивного, социально-эмоционального лидера, а сам факт их наличия получил название феномена ролевой дифференциации лидерства.

Было показано, что эти роли связаны с разными аспектами группового функционирования: роль инструментального лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи, а роль эмоционального лидера предполагает действия, относящиеся в основном к сфере внутренней интеграции группы.

В соответствии с этим, рамках системной теории делается акцент на том, что, поскольку лидерство - функция группы, одновременно могут быть лидеры двух типов:

- инструментальный (деловой), нацеленный на задачу и обеспечивающий группе успех, достижение;

- эмоциональный (экспрессивный), нацеленный на интеграцию межличностных отношений и обеспечивающий в группе "равенство", благоприятную атмосферу.

В качестве основы изучения проблемы лидерства в разрабатывавшихся отечественных теориях различных областей психологии был взят деятельностный подход, предложенный Басовым М.Я., Рубинштейном С.Л., Леонтьевым А.Н.. Главным достижением деятельностного подхода является то, что в его рамках сформировалось продуктивное направление - психология действия. Изучению подверглись сенсорные, перцептивные, предметные, исполнительские, мнемические, умственные, аффективные и др. действия, а также их структурные компоненты: мотивы, цели, задачи, спосо...

Другие файлы:

Роль лидера в современной организации
Лидер в современных условиях, качества и функции. Принцип мотивации людей. Понятие о профессионализме руководителя. Персонифицированный, обезличенный,...

Имидж политического лидера. Роль средств массовой информации в построении имиджа политического лидера
Определение роли средств массовой информации в формировании имиджа политического лидера. Политический имидж двух великих политиков - Франклина Рузвель...

Лидерство в системе менеджмента
Современная парадигма лидерства, его содержание, виды, классификация. Роль лидера в осуществлении реинжиниринга. Теории личностных качеств. Концепции...

Роль лидера в урегулировании политических конфликтов
Исследование обязанностей и функций политического лидера. Понятие политического конфликта и его особенности. Политические конфликты и лидеры, учувство...

Политическое лидерство
Подходы к трактовке политического лидерства. Современные концепции лидерства. Личные качества и роль среды. Ведущие признаки и существенные характерис...