Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Особенности психологического портрета руководителя

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Личностные особенности, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору. Имидж с психологической точки зрения. Идеальный портрет женщины-руководителя.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Реальная жизнь многократно показывает, что далеко не каждый может быть эффективным руководителем. Другие же заведомо отказываются от такой работы, ссылаясь на свою не подготовленность и неуверенность. За той и другой позицией стоят индивидуальные особенности людей, поведение которых определяется преимущественно их врожденными предпочтениями.

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них является сфера психологии.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что важнейшим условием деятельности современного руководителя, определяющим эффективность его влияния на деятельность подчиненных является глубокое понимание психологических основ управления.

Цель исследования заключается в изучении особенностей психологического портрета руководителя.

В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи исследования:

1. Рассмотрение личностных особенностей, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя;

2. Определение психологических требований, предъявляемых руководителю;

3. Рассмотрение имиджа руководителя с психологической точки зрения; Характеристика психологических особенностей и составление идеального портрета женщины - руководителя.

Глава I. Теоретический анализ психологических особенностей личности успешного руководителя

1.1 Личностные особенности, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя

В большинстве профессий с повышенными требованиями к людям имеются свои собственные «нужные» личностные характеристики, которые наряду с профессиональными навыками обеспечивают успех. Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.

Пути преодоления конфликта личных качеств человека и требований профессиональной деятельности, достижения соответствия между ними весьма разнообразны. Это и профессиональный отбор, и подбор людей на рабочие посты, и подбор профессии для определенного человека, обучение, формирование профессионально важных качеств, изменение средств и условий труда, формирование индивидуального стиля деятельности и т.д.

Карпов А.В. к главным факторам успешности профессиональной деятельности управленца относит такие характеристики, которые обозначает понятием менеджерских характеристик и подразделяет их на две группы:

1) обще-социальные, так называемые биографические характеристики, свойственные «эффективному руководителю» (социально-статусные, культурно-образовательные, половозрастные и др.), и

2) собственно личностные свойства «успешного руководителя».

Для описания совокупности индивидуальных качеств человека, включая и психологические, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать требованиями профессии, ученые используют следующие понятия. Левитов Н.Д., Гуревич К.М., Климов Е.А., Носкова О.Г., Кулагин Б.В., Пряжников Н.С. говорят о «профессиональной пригодности», Иванова Е.М. Шадриков В.Д., - о системе «профессионально важных качеств», Дмитриева М.А. свидетельствует о «профессионально значимых свойствах», Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В., Сериков В.В., Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А. отмечают наличие «готовности к труду (профессиональной деятельности)», Ильин С.С., - «психологической готовности к управленческим профессиям» [1]. Личностные переменные, как показывают многие авторы, оказываются более надежными предикторами эффективного руководства, чем, например, показатели когнитивных способностей, установок или демографические характеристики. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода личностными особенностями. В связи с этим определение личностных предпосылок, детерминирующих успешность профессиональной деятельности руководителя играет особую роль при осуществлении управленческой деятельности.

Вместе с тем в основном из-за сложности и многоплановости управленческой деятельности эта проблема остается в настоящее время все еще недостаточно изученной, а вопрос о составе и структуре личностных детерминант успешности руководителя в должной мере не решенным. Противоречивость и разноголосица среди психологов лишь подчеркивает актуальность выявления необходимых личностных особенностей, благодаря которым обеспечивается успешность профессиональной деятельности руководителя.

Практическая значимость этого вопроса очевидна и связана с тем, что только на основе его решения возможна разработка научно обоснованных и конструктивных процедур отбора управленцев, их оценка, распределение по рабочим постам в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями и возможностями.

Кажется очевидным, что для определенных типов личности могут подходить определенные виды профессий. Существует множество разработанных специалистами профессиограмм, определяющих соответствие комплексов индивидуальных свойств и требованияй профессии. Так, независимость, настойчивость и самодостаточность оказываются важными качествами для исследователя, а склонность к порядку и надежность важны для бухгалтера. С другой стороны, как показывает ряд исследований, внутри каждой профессии специалист стремится к выполнению определенных функций, обусловленных личностной предрасположенностью к выбору поведенческой роли - организатор или исполнитель, инициатор или последователь, формальный или неформальный лидер, «консультант» или «потребитель». Несовместимость выбранной (или освоенной под давлением обстоятельств) профессии с личностными качествами (например, руководитель с зависимым, симбиотическим характером) приводит к неудовлетворенности свой профессиональной деятельностью и общей неудовлетворенности жизнью в целом.

Разумеется, можно выделить некоторые личностные качества, отличающие наиболее эффективных руководителей. Проведенное в двух больших американских компаниях обследование (на основе использования FFM) руководителей показало, что наиболее быстро продвигались по служебной лестнице лидеры с высокими показателями артикулированности и активности, упорно работающие и ответственные, независимые и самодостаточные. Личностными чертами, позволяющими сделать прогноз о продвижении вверх по служебной лестнице, оказались ориентация на успех и готовность принимать решения, внутренние нормативы, устойчивость к стрессу и толерантность к неопределенности, шкала интересов. Не менее интересны данные о неуспешных руководителях, демонстрирующих низкую эффективность работающих под их началом команд. Личность неуспешных лидеров также имеет отличительные признаки, среди которых выделяются высокомерие, мстительность, несамостоятельность, неумение держать дистанцию и стремление досаждать. Команды, которыми руководят лидеры, обладающие этими нежелательными чертами, хуже справляются с заданиями, чем группы, возглавляемые лидерами с иными личностными свойствами [2].

Проблема деловых и личностных качеств, составляющих психологический портрет успешных руководителей, исследуется зарубежными и российскими учеными в контексте рассмотрения важнейших личностных предпосылок успешного предпринимательства и управления.

Важнейшими качествами эффективного руководителя являются:

· Доминантность (умение влиять на других людей, «воодушевлять подчиненных»)

· уверенность в себе,

· эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость.

· Умение сохранять самообладание в стрессовой и экстремальной ситуации,

· активность,

· умение сохранять высокую работоспособность при наличии помех

· настойчивость и умение убеждать

· сдержанность

· способность не преувеличивать трудности и препятствия на пути достижения целей

· деловая направленность

· стремление брать ответственность на себя.

· социальная смелость, решительность

· стремление произвести впечатление и привлечь к себе внимание

На основе вышеперечисленных качеств личности успешного эффективного руководителя, можно составить его психологический портрет.

Важными личностными чертами успешного руководителя являются: уравновешенность, сдержанность, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей. Успешный руководитель не чувствителен к угрозе, смел, решителен, имеет тягу к риску, не теряется при столкновениях с неожиданными ситуациями, верит в себя и свои возможности. Не испытывает трудностей в общении, легко вступает в контакты. В группе является лидером, умеет противостоять усталости и выдерживать эмоциональные нагрузки при работе с людьми. Типами акцентуации характера, способствующими успешности выполнения управленческой деятельности, оказались гипертимность и демонстративность. Поэт...

Другие файлы:

Индивидуально-психологические особенности личности руководителя
Изучение психологического портрета современного руководителя, менеджера. Рассмотрение способностей личности как залога успешной деятельности. Проведен...

Способ составления психологического портрета и автопортрета
Методические указания для составления психологического портрета и автопортрета при помощи шести методик: цветовой тест Люшера, рисунок на свободную те...

Характеристика качеств личности руководителя
Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности. Анализ концепций личности руководителя, социальные характеристики. Личностны...

Психологический портрет потребителя туристских услуг
Структура спроса в туризме. Методика В. Сапруновой сегментации туристского рынка и составления психологического портрета потребителя туристских услуг....

Роль руководителя образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в коллективе
Особенности психологического климата в педагогическом коллективе. Формы и методы методической работы руководителя образовательного учреждения в создан...