Роль руководителя образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в коллективе
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретический анализ подходов к изучению роли руководителя образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в коллективе
1.1 Особенности психологического климата в педагогическом коллективе
1.2 Деятельность руководителя образовательного учреждения по созданию психологического климата в педагогическом коллективе
1.3 Формы и методы методической работы руководителя образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в коллективе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Апробация программы методической работы образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в коллективе
2.1 Исследование психологического климата в ОУ
2.2 Условия, обеспечивающие психологический климат в ОУ
2.3 Анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Введение
В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи - воспитывать, обучать и готовить к жизни поколение людей, труд, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс Российского общества XXI века. В связи с этим руководитель образовательного учреждения должен быть готов к работе в новой обстановке. Методическая работа образовательных учреждений основывается на разных принципах. Одним из которых является - принцип психологической комфортности. Он предполагает создание в учреждении доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей гуманитарной педагогики.
Педагогический коллектив - достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. В ходе работы неизбежно возникают сложные проблемы, а порой и конфликты, из которых нужно уметь достойно выходить. Для решения этих задач руководителю необходимо знать важнейшие принципы педагогической этики. Поведение руководителя в системах отношений «руководитель - воспитатель», «руководитель - педагогический коллектив», «педагог - родители» становится предметом особого рассмотрения.
Выбор правильного варианта действия требует от руководителя не только знаний, но и мудрости и педагогического такта. Источником этической подготовки педагога могут служить материалы из жизни самого дошкольного учреждения, где существуют выработанные кодексы профессиональной этики, в которых формулируются основные принципы отношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и в общении с самыми различными лицами и коллективами.
В благоприятных морально-психологических условиях работы значительно легче заниматься самообразованием, предвидеть возможные конфликты в коллективе, предотвращать их, а в случае возникновения - гасить. Проявлять внимание к нуждам, бедам и радостям своих коллег, поддерживать и культивировать полезные инициативы друг друга, творческие проявления. Каждой личности должно быть присуще умение видеть в людях их лучшие качества. Психологи отмечают, что в человеке гораздо легче увидеть недостатки, чем достоинства.
Современная ситуация в Российском образовании требует от руководителей дошкольных учреждений адекватной и своевременной реакции на внедрение инноваций, в том числе и на повсеместное внедрение Федеральных государственных требований к структуре дошкольного образования. Реализация данных требований возможна лишь на основе ясного понимания целей, содержания, специфики методов и средств современного образовательного процесса в ДОУ. В этих условиях формирование профессиональной готовности педагога к внедрению Федеральных государственных требований становится особенно значимым в деятельности руководителя образовательного учреждения по сохранению благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Всё это позволяет выявить ряд проблем в освоении и реализации Федеральных государственных требований:
1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.
2. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников методов обучения и воспитания.
3. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях.
4. В требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», разработанной в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, подготовленным Российской академией образования сказано, что важным условием педагогического управления является получение объективной информации о реализации программ воспитания и социализации школьников. Результаты освоения таких программ диагностируются в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований и в таком качестве являются основанием для принятия управленческих решений. Такие исследования позволяют получать информацию об уровне освоения самих программ и обобщенные данные о моральной атмосфере в школьных коллективах.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» одной из функций руководителя образовательного учреждения является создание условий для внедрения инноваций, обеспечение формирования и реализации инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования, поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
В современной системе управления проблеме эффективного взаимодействия человека и организационного окружения уделяется недостаточное внимание. Так как решение этой проблемы способствует успешному выживанию образовательного учреждения в долгосрочной перспективе и в динамично меняющемся окружении.
Таким образом, в образовательном учреждении наблюдаются следующие противоречия между:
- Необходимостью создания благоприятного психологического климата в ОУ для обеспечения качества образовательного процесса и неспособностью педагогов реализовывать требования новых образовательных стандартов, что вызывает нервное напряжение в коллективе;
- Необходимостью подготовки педагогов к реализации новых требований и недооценкой роли руководителя в организации методической работы в образовательном учреждении;
- Прямой зависимостью от деятельности руководителя образовательного учреждения благоприятного психологического климата в коллективе и недостаточной обоснованностью этой роли в психолого-педагогической и научной литературе.
Таким образом, существует проблема в выявлении роли руководителя в создании благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов дошкольного образования.
Исходя из актуальности проблемы исследования и необходимости разрешения противоречия, определена тема исследования: «Роль руководителя образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в коллективе».
Объект исследования - деятельность руководителя образовательного учреждения.
Предмет исследования - роль руководителя образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в коллективе.
Цель исследования: выявить условия обеспечивающие эффективность деятельности руководителя в создании благоприятного психологического климата в коллективе образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: деятельность руководителя в создании благоприятного психологического климата будет успешной, если:
- выявлены факторы, обеспечивающие благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе;
- определена роль руководителя образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в коллективе;
- выявлены условия, обеспечивающие эффективность деятельности руководителя образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Достижение цели выпускной аттестационной работы требовало решения следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать деятельность руководителя образовательного учреждения и обосновать его роль в создании благоприятного психологического климата в коллективе.
3. Разработать модель деятельности руководителя по созданию благоприятного психологичес...
Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе
Классификация видов и параметры групп. Направления в понимании природы морально-психологического климата в коллективе, факторы его формирования. Оценк...
Опытно-экспериментальное исследование методов формирования благоприятного психологического климата в трудовом коллективе
Составляющие психологического климата в трудовом коллективе. Диагностика формирования благоприятного психологического климата в трудовом коллективе. О...
Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе
Понятие социально-психологического климата и его роль в деятельности фирмы. Факторы формирования благоприятной атмосферы в коллективе. Исследование ме...
Социально-психологические методы предотвращения конфликтов в коллективе учреждения СКС
Характеристика конфликтных ситуаций в организации. Роль руководителя в организации. Условия для успешного управления конфликтами. Анализ состояния пси...
Разработка комплекса мероприятий по формированию благоприятного социально-психологического климата в ООО "М-Профиль"
Роль руководителя в состоянии социально-психологического климата организации. Анализ количественных и качественных характеристик персонала ООО "М-Проф...