Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Направления совершенствования управления групповой динамикой и лидерством МПТ "Планета"

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Понятие и сущность лидерства. Положения основных теорий лидерства и ситуации их применения. Проблема соотношения лидера и менеджера и пути ее решения. Методы диагностики лидерских качеств в организации. Анализ лидерства и групповой динамики предприятия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА И ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА

1.1 Понятие и сущность лидерства

1.2 Основные теории лидерства и ситуации их применения

1.3 Методы диагностики лидерских качеств в организации

1.4 Проблема соотношения лидера и менеджера и пути ее решения

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПЕРСОНАЛА МПТ «Планета»

2.1 Краткая характеристика муниципального предприятия торговли «Планета»

2.2 Анализ групповой динамики МПТ «Планета»

2.3 Анализ лидерства МПТ «Планета»

ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКОЙ И ЛИДЕРСТВОМ МПТ «ПЛАНЕТА»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово "лидер" означает "вождь", "ведущий". Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства - подчинения.

Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т.е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров, с дальнейшим процессом формирования института лидерства в организации. Роль лидера в управлении организацией сегодня огромна.

Эффективное руководство необходимо любой организации, для этого руководитель должен обладать набором определенных навыков и способностей. Руководитель должен направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач и находить выходы из разных ситуаций. Основной механизм осуществления этой задачи -- это руководство, а также самостоятельные, но тесно связанные концепции власти и личного влияния. Многие воспринимают власть отрицательно, но, для успеха организации власть необходима. Работа всей организации зависит от высшего руководства, работа каждого отдела зависит от начальства, поэтому руководители должны правильно организовывать рабочий процесс, использовать определенные формы власти, влиять и вести за собой.

Актуальность темы курсового проекта обусловлена тем, что изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов и способов эффективного руководства и успешного функционирования всего предприятия.

Объектом исследования выступает система управления МПТ «Планета».

Предметом исследования является групповая динамика и формы лидерства персонала МПТ «Планета».

Целью курсового проекта является изучение понятия лидерства, влияния и власти, проведение анализа взаимоотношений между руководителем и подчиненными, а так же рассмотрение главных характеристик лидера.

Для достижения поставленной цели в исследовании сформулированы и решены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы понятия и сущности лидерства, а также основные теории лидерства и ситуации их применения;

- выявить методы диагностики лидерских качеств в организации, а также проблемы соотношения лидера и менеджера и пути ее решения;

- провести анализ групповой динамики и лидерских качеств персонала МПТ «Планета»;

- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию групповой динамики и лидерских качеств персонала МПТ «Планета».

Информационной базой исследования являются работы Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской, Б.Д. Парыгина, Л.И. Божович. Большое количество работ разных авторов посвящены разработке различных аспектов лидерства, критике существующих социально-психологических теорий лидерства (Г.К. Ашин , И.П. Волков, Р.Л. Кричевский, изучению стилей лидерства (Н.Н. Обозов, А.В. Петровский). Значительный интерес для понимания важнейших вопросов психологии лидерства представляют работы Л.И. Айдаровой, Т.Н. Березиной, П.С. Гуревича, М.В. Каминской, Н.Л. Нагибиной, В.В. Селиванова, Н.Ф. Талызиной, O.K. Филатова.

Для достижения цели исследования использовались такие методы исследования, как теоретический анализ учебной и научной литературы и обобщение.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА И ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА

1.1 Понятие и сущность лидерства

Лидерство не имеет единого определения для различных ситуаций, пусть даже одного характера - хозяйственного, военного или политического. Возможно, этим объясняется многоаспектность самого лидерства, наличие различных подходов к его анализу, а также тот ореол загадочности, который окружает сам феномен лидерства.

Дискуссиям о лидерстве более двух тысяч лет. Еще в Древнем Китае во времена Конфуция велись дискуссии о том, что важнее для лидера - власть, искусство управления или знание законов.

В III в. до н. э. считали, что главное назначение искусства управления - разделять преданных и вероломных чиновников, проверять их способности и контролировать успехи для укрепления управления, основанного на законе. Также древнекитайские философы времен Конфуция утверждали, что подчинение людей силой не приводит к подчинению сердец, что люди подчиняются из-за недостатка в силах, а подчинение людей добродетелью вызывает радость в сердцах, и люди изъявляют настоящую покорность.

Дискуссиям о лидерстве на основе добродетели или силы конец не положен, приоритеты зависят от ситуационных факторов.

Классические исследования лидерства начались с обращения к проблеме использования власти и полномочий (анализ работы Макиавелли «Князь»). Макиавелли первым стал описывать политику не такой, какой она должна быть, а такой, какова она в реальной жизни, и при том вне связи с религиозными догматами и метафизическими постулатами. Этот автор отметил наличие некоей тайной связи, нечто вроде сговора между властвующим и повинующимся в пространстве власти, которая действенна и реальна в той мере, в какой остается еще нереализованной угрозой. Политические учения, ищущие основание власти в справедливости и естественных правах индивида, в свете наследия Макиавелли следовало бы охарактеризовать как стратегию защиты от страха, благодаря которому впервые обнаруживается власть. Европейская мысль движется от пугающего откровения власти к самоутверждению личности.

В специальной литературе обычно выделяют три подхода к исследованию феномена лидерства: теория личностных черт; поведенческий подход к исследованию лидерства; ситуационные теории лидерства. Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.Н. Наумов. - М.: Экономистъ, 2003. - 528 с.

Теория личностных черт или качеств (иногда именуемая теорией «великих людей») доминировала в 40-х гг. XX в. Она исходит из представления, что все успешные руководители обладают неким универсальным набором личностных качеств, отличающих их от других людей. Многочисленные попытки сформулировать набор таких качеств просматриваются уже в работах представителей классической школы и школы человеческих отношений (А. Файоль, М. Фоллет). Например, А. Файоль считал, что администратор высшего уровня должен обладать такими качествами, как здоровье, моральные и волевые навыки, общий кругозор, умение работать с людьми, способность к планированию и контролю, общая компетентность и др.

Наибольшее развитие этот взгляд на лидерство в организации получил в концепции О. Тида, который связывал лидерство со способностью оказывать влияние на людей для достижения определенной цели, причем такой, которую все участники совместной деятельности считают желательной. При этом О. Тид основывался на том, что, во-первых, лишь немногие из людей способны быть лидерами, во-вторых, большинство людей стремится к тому, чтобы ими руководили. Универсальными чертами лидера, по его мнению, являются: физическая и эмоциональная выносливость; понимание назначений и целей деятельности организации; энтузиазм; дружелюбие; порядочность, способность вызывать доверие у других людей. Эффективный лидер доводит свои ожидания до подчиненных, определяет границы их действий. В то же время именно его последователи и подчиненные оценивают правильность и эффективность предложенного им курса и способа организации деятельности.

Поведенческий (бихевиористский) подход связан с разработками представителей школы человеческих отношений. Согласно исходному тезису этой концепции эффективность лидерства обусловлена манерой поведения лидера, что и составляет содержание понятия «стиль».

Методологические основы для исследования в этой области заложены К. Левином, который при исследовании феномена лидерства у десятилетних детей, организованных в несколько экспериментальных групп, выделил три принципиально различных стиля их поведения: либеральный, авторитарный и демократический (промежуточный). Он считал, что при авторитарном стиле лидер может добиться большей эффективности деятельности группы, чем при либеральном и даже демократическом. В то же время для такого типа лидерства характерны низкая мотивация подчиненных, меньшее число принятых оригинальных решений, несформированность группового мышления, тревога и агрессивность в поведении членов группы. Кроме того, К. Левин отметил более низкое качество работы, чем при демократическом стиле. Указанное исследование положило начало поискам оптимального стиля руководства в организации.

Этот подход получил развитие в работах специалистов университета штата...

Другие файлы:

Информационное обеспечение государственного управления и направления его совершенствования
Источники информации и правовое обеспечение процесса информатизации государственного управления, методы и способы данного процесса и существующие проб...

Персонал предприятия как объект управления
Технология кадрового менеджмента организации. Цели управления персоналом. Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом, направления...

Направления совершенствования принципов и методов управления персоналом на предприятии
Теоретические основы принципов и методов управления персоналом в рамках системы менеджмента качества. Реализация принципа "Вовлечение сотрудников". Оц...

Система управления качеством в организации и пути ее совершенствования
Качество как элемент управления и его влияние на конкурентоспособность организации. Подходы к управлению качеством, его показатели. Анализ системы упр...

Коммерческие предприятия (организации, фирмы) в России в регионе, в городе. Роль и основные направления совершенствования управления
Понятие, сущность и классификация коммерческих предприятий. Сравнительный анализ управления на примере трех предприятий: ОАО "Milk", ООО "Роспродукт"...