Мотивация труда работников в организации и пути ее совершенствования в современных условиях
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Курсовая работа
Мотивация труда работников в организации и пути её совершенствования в современных условиях
Введение
На сегодняшний день современные белорусские предприятия уделяют недостаточно внимания организации мотивирующей среды. Руководителям необходимо знать и уметь использовать мотивирующие факторы для повышения самоотдачи работников.
Тема исследования «Мотивация труда работников организации и пути ее совершенствования» актуальна и интересна тем, что она относительно недавно получила свое развитие.
Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации.
Объект исследования - Гомельское райпо
Предмет исследования - мотивация труда работников в организации.
Целью данной работы является изучение системы мотивации труда работников в организации и пути её совершенствования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала решение следующих исследовательских задач:
1. Изучить теоретические основы мотивации труда в организации,
сущность мотивации труда и значение в управлении организацией, содержательные и процессуальные теории мотивации, проанализировать зарубежный опыт мотивации персонала;
2. Проанализировать систему мотивации труда в Гомельском райпо;
3. Оценить состояние материального и нематериального стимулирования работников в организации;
4. Предложить пути совершенствования мотивации труда в организации;
В ходе исследования применены методы общенаучного характера и экономико-статистические.
К основным общенаучным методам, примененным в работе, относятся диалектический материализм, анализ, синтез и другие.
Экономико-статистические методы такие: метод абсолютных, относительных, средних величин, метод цепных подстановок и другие.
Теоретическую и методическую основу курсовой работы составили публикации ведущих учёных-экономистов по данной проблеме: Савицкой Г.В., Климович Л.К., Ермоловича Л.Л., Кабушкина Н.Н., в которых рассмотрены следующие проблемы: мотивация труда, зарубежный опыт мотивации труда в организации.
Состоит работа из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Работа имеет 54 страницы, 6 таблиц, 3 рисунка, 2 формулы, 20 использованных источников, 15 приложений.
1. Сущность, цели и задачи системы мотивации труда работников в организации
1.1 Сущность мотивации труда и ее значение в управлении организацией
мотивация стимулирование работник экономический
Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.
По мнению Киселева И.Е., мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей «здесь и теперь») мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.) [9, c. 216].
Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.
Согласно Н.Н. Кабушкину, мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации [8, c. 191].
Как считает Л.К. Климович, мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения личных целей и целей организации. Термин «мотивация» происходит от французского «мотив», что в переводе означает: побудительная причина, повод к тому или иному действию [10, c. 201].
По мнению Н.Н. Кабушкина, мотив - побудительная причина поведения и действий человека:
- возникающая под воздействием его потребностей и интересов;
- представляющая собой образ желаемого человеком блага [8, c. 199].
Мотивы бывают внутренними, порожденными определенным отношением человека к своей деятельности, и внешними, связанными с воздействием на него определенных факторов, существующих независимо от него и приводящихся в действие другими людьми и обстоятельствами. внешние мотивы называются стимулами, которые могут быть материальными или нематериальными [10, c. 202].
Самым распространенным материальным стимулом является заработная плата. В дополнение к заработной плате может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и организаций по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной предприятием, организацией. Размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа работы на предприятии, в организации.
Нематериальные стимулы могут быть выражены в форме поощрения (вознаграждения) и иногда наказания. Они не могут воздействовать на текущее поведение, но задают его будущую линию, и люди прекрасно знают, что их ждет, если они будут относиться к выполнению своих обязанностей надлежащим или ненадлежащим образом.
И материальные и нематериальные стимулы должны применяться в комплексе на основе рационального сочетания. Только таким способом можно добиться наибольшей эффективности труда работников организации.
Мотивационный процесс включает следующие этапы:
возникновение у человека потребности, т.е. ощущения необходимости чего-либо;
поиск путей устранения потребности (ее удовлетворение, подавление или игнорирование); для удовлетворения потребности необходимо выполнить определенные действия;
определение целей (направления) деятельности (оценивается объем предстоящей деятельности, величина ее результата, размер вознаграждения за достижения результата и степень удовлетворения потребности ожидаемым вознаграждением);
деятельность по достижению целей;
получение вознаграждения;
устранение потребности (ее полное, частичное удовлетворение либо отсутствие удовлетворения).
Для эффективной мотивации деятельности, прежде всего, следует обеспечить сотрудника возможностями выполнить работу, определить рамки его действий, четко сформулировать цели и задачи, создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей) [12, c. 95].
Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы». Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
1.2 Содержательные и процессуальные теории мотивации
Научные подходы к изучению мотивационного процесса начали формироваться с XIX века. Они связаны, прежде всего, с развитием психологической науки. Сегодня существуют два подхода, на которых основываются содержательные и процессуальные теории мотивации.
Содержательные теории мотивации. Содержательные теории мотивации основываются на выявлении внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так или иначе. Эти теории отражают механизмы, увязывающие поведение людей с удовлетворением их потребностей. Из рассматриваемых теорий к ним относятся:
· «Иерархическая теория А. Маслоу»;
· «Теория выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера»;
· «Теория трех потребностей Д. МакКлелланда»;
Мотивация труда работников в организации (предприятии) и пути её совершенствования в современных условиях
Мотивация труда и ее значение в управлении организацией. Система стимулирования труда в Японии. Применение системы "Раккера". Оценка материального сти...
Мотивация труда работников организации и пути повышения ее эффективности в условиях действующей социальной политики (на материалах ГУ "СДЮШОР" № 5 г. Гомеля)
Сущность и виды мотивации труда работников, методические подходы к ее анализу. Нормативно-правовая база, регулирующая мотивацию труда в Республике Бел...
Совершенствование организации труда работников управления на примере СХА "Придонье" Богучарского района Воронежской области
Теоретические основы совершенствования организации труда. Краткая организационно-экономическая характеристика сельхозартели (колхоза) «Придонье». Анал...
Совершенствование организации и оплаты труда на предприятии
Особенности организации оплаты труда в Чунской дистанции пути. Материальное поощрение. Система премирования. Порядок использования фонда оплаты труда...