Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Межличностные конфликты в коллективе

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Понятие, сущность, роль и причины конфликтов, их типы и методы разрешения. Межличностные методы управления конфликтами. Функции управленцев и специалистов разного уровня в разрешении противоречий и конфликтов. Функции конфликта для трудового коллектива.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Понятие, сущность, роль и причины конфликта

2. Типы конфликтов

3. Методы разрешения конфликта

4. Межличностные методы управления конфликтами

Заключение

Список литературы

Введение

В мире бизнеса конфликты проявляются очень ярко. Существуют конфликты между фирмами, организациями, ассоциациями, внутри одной организации может существовать множество разных противоречий и споров.

Конфликтные ситуации негативно влияют не только на внутреннюю среду организации (на взаимоотношения в коллективе), они так же отражаются на работоспособности организации в целом.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов двух или нескольких людей, а также это вид противоречия, который может привести или к развитию деятельности организации, или к ее угасанию. В конфликтах человек может вести себя как агрессивное существо.

Современная точка зрения на конфликты состоит в том, что многие из них не только допустимы, но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах предприятия и разнообразных точках зрения на те, или иные события.

Одной из главных функций управленцев и специалистов разного уровня является решение проблем через разрешение противоречий и конфликтов.

В сущности, успех любого бизнеса зависит от отношений между людьми: руководителями и их служащими, менеджерами и поставщиками, клиентами, государством, обществом. По большей части эти отношения гармоничны, но неизбежны ситуации, когда по той или иной причине возникаю разногласия.

Актуальность выбранной темы определяет исследование конфликтов и причин их появления в сфере туризма и гостиничного хозяйства.

К задачам данной работы относится:

- дать определение конфликту;

- определить сущность и роль конфликта;

- выявить причины возникновения конфликтов;

- выработать рекомендации по управлению конфликтов;

1. Понятие, сущность, роль и причины конфликта

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов двух или нескольких людей, а также это вид противоречия, который может привести или к развитию деятельности организации, или к ее угасанию. В конфликтах человек может вести себя как агрессивное существо. Лазукин А. Конфликтология: учебн. пособие. - М.: Омега-Л, 2011. - 160с. - с.10

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. - М.: Альфа - Пресс, 2007. - 326с. - с.36

Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Не стоит вводить людей в заблуждение с помощью мифа о всеобщей гармонии интересов. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов. Смысл этих правил состоит в том, чтобы:

· не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;

· найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов;

· добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

Любая организация -- это сложная система с множеством взаимосвязей и социальных взаимодействий. Взаимоотношения между членами организации характеризуются сочетанием сотрудничества и конкуренции, т.е. отдельные работники (или группы работников) в процессе своей трудовой деятельности испытывают зависимость друг от друга и в то же время преследуют собственную выгоду.

Согласно современной точке зрения, конфликты в организациях не только возможны, но и желательны. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, большее число альтернатив или проблем, дает дополнительную информацию, работники могут выразить свои мысли и т.д. Благодаря этому процесс принятия решений группой становится более эффективным, работники могут удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Кроме того, обсуждение различных точек зрения позволяет выработать наиболее правильное решение и привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология. 3-е изд., учебн. пособие. - СПб.:Питер, 2013. - 304с. - с.123-130

Процесс конфликта состоит из нескольких стадий:

1.Возникновение конфликтной ситуации вследствие либо противоположных позиций сторон по какому-то вопросу, либо противоположных целей или средств их достижения, либо несовпадения интересов, желаний и т.п. Конфликтная ситуация -- это условие конфликта.

Конфликтная ситуация может складываться объективно помимо воли и желания противоборствующих сторон, а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. В процессе развития событий под влиянием объективных и субъективных факторов конфликтная ситуация может исчезнуть, трансформироваться или перерасти в открытый конфликт. Дорохова А., Игумнова Л., Привалихина Т. Разрешение конфликтов: учебн. пособие. - М.: Академия, 2008. - 192с. - с.60

2.Возникновение инцидента -- какого-то события, которое является поводом для активизации деятельности противоборствующих сторон. Инцидент может быть инициирован либо произойти случайно.

3.Кризис в отношениях, когда конфликтная ситуация перерастает в конфликт, который может протекать в открытой и скрытой формах. Открытый конфликт -- это явно выраженное столкновение сторон в виде ссоры, спора, проявления агрессии. Скрытый конфликт характеризуется внешней видимостью нормальных отношений и отсутствием явного противоречия.

4.Завершение конфликта, когда конфликт каким-то образом разрешается. Конфликт может быть исчерпан в случае примирения сторон, а также пресечения и прекращения конфликта благодаря вмешательству третьих сил.

Таким образом, конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, приводящим к повышению эффективности организации, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность, групповое сотрудничество и эффективность организации. К отрицательным последствиям конфликтов, которые могут осложнить ситуацию в организации, относят:

· появление дополнительных материальных затрат и потерь в результате отвлечения работников от основной деятельности, снижения производительности труда;

· формирование противоборствующих групп;

· ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

· ослабление сотрудничества между работниками;

· эмоциональные стрессы, ведущие к снижению работоспособности. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.:Питер, 2008. - 544с. - с.316-333

Наиболее опасным негативным последствием конфликта является создание кризисной ситуации, которая нарушает динамическое равновесие в организации, обостряя деловые и эмоциональные отношения между работниками. Частые конфликты свидетельствуют о наличии в организации серьезных проблем. К позитивным последствиям созидательного конфликта, которые могут способствовать успешной работе организации и улучшить ее социально-психологический климат, относятся:

· стимулирование к изменению и развитию организации и отдельных работников;

· разнообразие мнений при принятии решений;

· удовлетворенность работников тем, что их мнение принято во внимание;

· уменьшение трудностей при реализации совместно принятых решений;

· предрасположенность к дальнейшему сотрудничеству;

· улучшение морального состояния работников и усиление их трудовой мотивации;

· позитивное воздействие на развитие отдельной личности, потому что конфликт активизирует сознание и стимулирует раскрытие способностей работника.

Роль конфликта и его последствия в основном зависят от того, насколько эффективно им управляют. Управление конфликтом является важной составной частью процесса регулирования социально-производственных отношений в организации. Для того чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать механизм его развития, осознавать вероятные предпосылки и причины возникновения конфликтных ситуаций, применять в практике управления методы разрешения конфликтов.

В конфликте можно выделить следующие компоненты:

1) участники (оппоненты) с...

Другие файлы:

Межличностные конфликты в производственном коллективе

Межличностные конфликты в малых социальных группах и коллективах
Общая характеристика и определение понятия "Конфликт". Основные черты и виды малых групп. Раскрытие понятия "Межличностные конфликты". Стили разрешени...

Улучшение управления персоналом в организации
Сущность управления персоналом. Понятие кадровой политики. Требования, предъявляемые к руководителю. Межличностные отношения и мотивация работников. К...

Межличностные конфликтов в учебном коллективе
Необходимость эффективного разрешения конфликтов с целью улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия школьников. Технология профила...

Межличностные отношения в коллективе 2