Корпоративная социальная ответственность: сущность, значение в современных условиях
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки РФ
Электростальский политехнический институт (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Кафедра «Менеджмент»
РЕФЕРАТ
по курсу: «Корпоративная социальная ответственность»
на тему: «Корпоративная социальная ответственность: сущность, значение в современных условиях»
Выполнил: студент 2 курса
гр. ЗМЭу-11 Л.А. Лезжова
Проверил:
доц. О.А. Хлопов
Электросталь 2013 г.
Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) -- это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.
Практика КСО является предметом многочисленных споров и критики. Защитники утверждают, что имеется прочное экономическое обоснование КСО, и корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль.
Понятие “корпоративной социальной ответственности” сформировалось в 80-е годы XX века, объединив разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды и т.п. Ранее в сфере социальной политики компаний преобладал “случайный” подход: реагирование на обращения, ответы на просьбы местных властей и требования профсоюзов. Теперь такие гуманитарные ценности, как устойчивое развитие общества, социальная защита, охрана окружающей среды, сохранение культурных традиций в развитых странах, начинают играть существенную роль при разработке самих принципов конкурентоспособной экономики и менеджмента.
В целом в развитых странах с начала 1990-х годов социальная ответственность компаний перестает быть только внутрикорпоративным делом или вопросом взаимоотношений корпораций с профсоюзами и благотворительными организациями. Возникает своеобразная сеть партнерств. Все чаще компании объединяются для выработки общих принципов и подходов к социальной ответственности и обмена опытом. Политика социальной ответственности становится фактором, влияющим на общую оценку деятельности и успешности корпораций. В последние десятилетия множество компаний пришли к пониманию ценности регулярного независимого оценивания их социальной ответственности. Появилось даже понятие социального аудита и компании, его осуществляющие.
На Всемирном бизнес - конгрессе по вопросам устойчивого развития в докладе, посвященном смыслу хорошего бизнеса, использовалось следующее определение: “Корпоративная социальная ответственность -- это постоянная приверженность бизнеса принципам ведения дела на основе этики и готовность вносить свой вклад в экономическое развитие, улучшая одновременно качество жизни и своих работников с их семьями, и общества в целом”.
Выделяют несколько уровней участия бизнес - корпораций в жизни общества:
· благотворительность;
· инвестиции в общество;
· коммерческие инициативы;
· предпринимательская деятельность.
При этом под инвестициями в общество понимаются целевые долгосрочные программы, направленные на решение важных общественных проблем, выбранных компанией в качестве приоритетных, а под благотворительностью -- помощь в ответ на обращения благотворительных и общественных организаций. Под коммерческими инициативами, в данном контексте, понимаются программы, которые могут принести коммерческую выгоду компании, но прежде всего, являются важными для местного сообщества; такие программы в США называют социальными инвестициями. Часто программы социальных инвестиций так- же осуществляются в партнерстве с некоммерческими организациями.
Социальные инвестиции компании могут включать:
· прямые инвестиции в социально значимые проекты, которые могут окупиться;
· денежные пожертвования;
· бесплатное предоставление другим агентам времени своих сотрудников, включая топ-менеджмент;
· пожертвования товаров или услуг;
· предоставление возможности работникам жертвовать деньги на социальные проекты из своей зарплаты (многие компании добавляют корпоративные средства к пожертвованиям своих работников); использование влияния компании для продвижения той или иной социально значимой программы, решения общественной проблемы.
В настоящее время выделяются шесть основных социальных инициатив в рамках КСО:
1) продвижение корпоративной благотворительной идеи (corporate cause promotion);
2) благотворительный маркетинг (cause-related marketing);
3) корпоративный социальный маркетинг (corporate social marketing);
4) корпоративная филантропия (corporate philanthropy);
5) волонтерская работа на пользу общества (community volunteering);
6) социально-ответственные подходы к ведению бизнеса (socially responsible business practices).
Так как в последние годы вопросы социальной ответственности и деловой репутации выдвигаются на передний план в деятельности любой компании, важно разобраться, что представляет собой корпоративная социальная ответственность и каким образом социально ответственное поведение бизнеса влияет на процесс формирования корпоративного имиджа и деловой репутации.
Прежде всего, попытаемся определиться с такими понятиями, как «корпоративный имидж» и «деловая репутация». Следует учесть, что в настоящее время не существует единого, общепризнанного алгоритма построения имиджа и репутации организации. Вместе с тем формирование положительной деловой репутации тесно связано с созданием устойчивого корпоративного имиджа.
Корпоративный имидж: общее представление (состоящее из набора убеждений и ощущений), которое складывается у человека об организации. Деловая репутация: ценностные характеристики (такие, как аутентичность, честность, ответственность, порядочность и пр.), вызываемые сложившимся корпоративным имиджем.
Корпоративный имидж представляет собой набор убеждений и ощущений, которые компания хочет создать у аудитории. В США многие компании используют в своей деятельности критерии, сформулированные журналом «Fortune» при составлении рейтинга 500 крупнейших компаний:
· качество менеджмента;
· качество продукции;
· способность привлекать и удерживать квалифицированные кадры;
· финансовая прочность;
· эффективное использование корпоративных активов;
· долгосрочная инвестиционная привлекательность;
· склонность к использованию новых технологий;
· ответственное отношение к обществу и окружающей среде.
Улучшение корпоративного имиджа компании зависит от совершенствования всех элементов корпоративного управления, в том числе и корпоративной культуры, прозрачности деятельности, информированности общественности о компании. Одним из результатов совершенствования корпоративного управления и культуры становится рост деловой репутации, увеличение размеров нематериальных активов, зависящих от положительного имиджа компании, наличия стабильных деловых связей, известности фирменного наименования и фирменной марки. В последнее время усилилась зависимость деловой репутации от характера отношений к компании со стороны не только покупателей, партнеров и клиентов, но и общества, которому далеко не безразлично, какими средствами достигаются стратегические цели компании, как она выполняет свои обязательства и каких социальных принципов придерживается. Наличие социальных программ, спонсорская деятельность, качество и результативность взаимоотношений с органами власти, местным сообществом все в большей степени влияют на деловую репутацию компании, определяют ее инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.
Современный этап развития корпоративной социальной ответственности - концепция «корпоративного гражданства». В концепции «корпоративного гражданства» проявились отличия, связанные с мировой экономической обстановкой. Во-первых, это наличие в перечне ее стэйкхолдеров государственных учреждений различного уровня и назначения, с которыми напрямую взаимодействует корпорация. Во-вторых, это та особая роль, которую обрели процессы глобализации, которые резко обострили проблемы социально-экономического развития в мире и сделали эти проблемы предметом широкой общественной и политической дискуссии. Это привело к смене модели поведения бизнеса, в основе которой были приоритеты максимально высокой прибыли, конкуренции и безудержной экспансии. Т...
Корпоративная социальная ответственность
Корпоративная социальная ответственность в интерпретации Глобального договора ООН. Содействие внедрению методов ответственного корпоративного управлен...
Корпоративная социальная ответственность
Корпоративная социальная ответственность и стратегическое управление компанией. Существующие проблемы оценки ее экономической эффективности. Моральнос...
Внешняя и внутренняя корпоративная социальная ответственность
Внешняя и внутренняя корпоративная социальная ответственность и проблемы, связанные с ее реализацией. Расчет коэффициентов текучести кадров, приема на...
Корпоративная социальная ответственность и процессы социализации экономики
Внутренняя и внешняя социальная ответственность бизнеса. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь. Корпоративное спонсорство, главные преи...
Социальная политика ОАО "Татнефть"
Понятие социальной политики, ее основные задачи и функции. Изучение деятельности компании ОАО "Татнефть": корпоративная социальная ответственность как...