Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Конфликтные ситуации в группе и психологические методы их профилактики и регулирования

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Понятие, определение характеристики понятия конфликт. Особенности управления персоналом в организации. Планирование и контроль деловой карьеры в фирме. Анализ способов профилактики и устранения конфликтных ситуаций на примере организации ООО "СТРОЙСТРИТ".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес все те, кто в своей практической деятельности связан с обеспечением взаимодействия людей.

К сожалению, этот всё возрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют её конструктивный или деструктивный жизненный сценарий.

Конфликты в жизни отдельных сотрудников и организации в целом играют значительную, очень часто негативную роль. Они могут вызывать большой ущерб, непроизводительное расходование сил, ресурсов. Для снижения отрицательных последствий конфликтов необходимо уметь правильно выявлять их причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния. Важно направлять конфликтную ситуацию в конструктивное русло. Однако конфликт может быть нужен, необходим для развития организации, помогать решить руководителю различные социальные задачи в организации.

Отсутствие конфликтов в отношениях между людьми или в организациях могут быть признаком безразличия, апатии. Конфликт означает активность, заинтересованность и неравнодушие. Правильно понятый и выявленный конфликт может стимулировать обновление и улучшение человеческих отношений. Рассмотрение и решение проблем редко обходится без конфликтов.

Современным руководителям экономически выгодно уделять особое внимание управлению и профилактике конфликтов, поэтому представляется актуальной разработка проблемы выявления причин конфликтных ситуаций в организации.

Цель данной работы - исследование конфликтных ситуаций в организации ООО «СТРОЙСТРИТ» и разработка рекомендаций по их устранению.

В работе решаются следующие задачи:

- дать определение конфликта и конфликтной ситуации;

- проанализировать структуру, динамику и функции конфликтов;

- рассмотреть пути устранения конфликтных ситуаций;

- выполнить исследование конфликтных ситуаций в организации ООО «СТРОЙСТРИТ»;

- предложить рекомендации по устранению конфликтных ситуаций в организации.

В данной работе объектом нашего исследования являются конфликтные ситуации в организации, а предметом исследования - конфликты в системе управления и стратегии их преодоления на примере трудового коллектива общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙСТРИТ».

В первой главе нашей работы излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются способы профилактики и различные подходы к решению.

Во второй главе работы представлен анализ проблемы на примере строительной компании ООО «СТРОЙСТРИТ», рассмотрена система профилактики и устранения конфликтных ситуаций, которые способствуют или наоборот мешают успешной работе руководителя организации, а также сделаны выводы и предложения по совершенствованию системы профилактики и устранения конфликтных ситуаций в ООО «СТРОЙСТРИТ».

1. Анализ теоретического материала исследуемой темы

1.1 Понятие, определение характеристики понятия конфликт. Стадии развития конфликта

Определений конфликта достаточно много, и поэтому можно самостоятельно рассмотреть различные толкования конфликта и попытаться критически к ним отнестись.

Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Это ситуация, при которой каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне сделать тоже самое.

Из выше приведенного определения можно понять, что:

а) при определении конфликта, оперируют термином «согласие». Конфликт отождествляют с состоянием «согласие/несогласие». Чем выше разногласия, тем острее конфликт.

б) выделяют участников конфликта: лица или группа лиц.

в) конфликт проявляется через внешние формы поведения участников

г) в определении «проблемы - решение».

К недостаткам можно отнести отсутствие явной стадии разрешения конфликта как процесса. Стоит отметить, что, исходя из определения, пути решения конфликта - это согласование задач и целей, сторон, принимающих участие в конфликте.

Конфликт - противоречие отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников.

Из данного определения можно понять, что:

а) конфликт определяется как процесс, в котором проявляется противоречие.

б) выделены участники - индивиды или группы индивидов.

в) конфликт проявляется через «социальные столкновения».

г) опять же в определении лишь косвенно отражена возможность разрешения конфликта через исправление тех самых противоречий в отношениях.

д) противоречия принимают формы конфликта, т.е. порождают социальные столкновения, если:

- противоречия отражают взаимоисключающие позиции;

- противоречия доступны для понимания;

- степень противоречий достаточно высока.

Еще одно определение конфликта.

Конфликт - осознанная практическая деятельность его участников по преодолению противоречий позиций и целей. Из данного определения ясно, что:

а) конфликт есть процесс во времени;

б) проявляется через деятельность участников;

в) деятельность является осознанной;

г) цель конфликта - преодоление противоречий.

Конфликт - осознанное столкновение, противоборство людей или групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей или групп.

а) конфликт определяется через столкновение и противоборство

б) четко не определена конечная цель участников конфликта.

Объединив все вышесказанное, можно дать синтезированное определение конфликта:

Конфликт - это различные виды противодействия, противоборства личностей или групп, по поводу рассогласованных, существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.

Самая простая и обывательская интерпретация слова «конфликт» неизменно вызывает появление негативных эмоций, ведь почти у каждого человека есть опыт конфликтных ситуаций, как в семье, так и на работе. Разборки и ссоры, сплетни и досужие разговоры, выяснение отношений и истерики - все эти проявления почему-то однозначно связывают с понятием конфликта, однако, кто скажет, что вне конфликтов подобных явлений не существует. Если же понимать конфликт в более широком значении, то становится ясно, что именно «конфликт интересов» лежит в основе всякого движения, а, значит, и развития в целом.

Конфликт - основа движения. Здесь скорее надо говорить о борьбе интересов отдельных персон или группировок, и далеко не всегда, подобная борьба приводит к негативу в отношении всего коллектива. Что же касается конкретных людей, то это как в поговорке «Всем мил не будешь» или «Что плохо Васе, то хорошо Пете, и наоборот». Если конфликт касается человеческих отношений, то выводы и действия следует тщательно обдумывать, но и в этом случае, не бывает такого, чтобы руководитель смог принятым решением «угодить» всем членам коллектива. Может поэтому отношение части руководителей организаций к конфликтам сугубо отрицательное, ведь именно за ними стоит власть, а следовательно и разрешение конфликтов. Неумение вовремя вмешаться и перенаправить ситуацию в конструктивное русло для получения максимума полезного для развития организации вызывает боязнь конфликтов у руководителей. Полезен или вреден будет конкретный конфликт для организации, зависит целиком и полностью от руководителя, от его умения не «зависать» на внешней стороне конфликта и сосредоточиться на содержательной стороне ситуации, не дать конфликту выйти из-под контроля.

Основные этапы развития конфликта:

1. Возникновение причины разногласий. Конфликт в виде спора между заинтересованными участниками. Выяснение позиций.

2. Непосредственное столкновение интересов, активная конфронтация, привлечение доказательств, аргументов, но основная причина конфликта уже может быть отодвинута на второй план.

3. Расширение конфликта за счет привлечения сторонников, в том числе, используются дружеские связи, вспоминаются прежние оказанные услуги. У конфликта появляются арбитры и болельщики.

4. Всеобщий конфликт или заключительный этап, после которого уже никого не интересует причина конфликта, и понять ее уже невозможно.

1.2 Классификация конфликтов

В зависимости от того, кто выступает в качестве оппонента (наше внутреннее «я», другой человек, группа), различают пять типов конфликтов

1.Внутриличностный конфликт;

2. Межличностный конфликт

3. Межгрупповой;

4. Ме...

Другие файлы:

Менеджмент - конспект лекций
СодержаниеВведениеТема 1. Экономические методы управления.1.1.Планирование.1.2.Бюджетный метод управления.1.3.Хозяйственный расчет.1.4.Самофинансирова...

Методы эффективного кадрового менеджмента
Признаки и способы оценки эффективности менеджмента. Психологические аспекты управления личностью, малыми группами. Этапы формирования коллектива. Кон...

Конфликтные ситуации, методы подготовки управленческих решений

Конфликты в организации
Конфликт, его виды и способы решения. Коллектив и успешность его деятельности. Конфликты и конфликтные ситуации в организации на примере городской бол...

Конфликтные ситуации между детьми и родителями и способы их решения
Конфликтная ситуация и инцидент как предпосылки возникновения конфликта, его основные структурные элементы и характерные признаки проявления. Конфликт...