Анализ школ и концепций исторического развития теории управления
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Самарский государственный экономический университет
Курсовая работа на тему:
Анализ школ и концепций исторического развития теории управления
Выполнила
студентка 3 курса
заочного факультета ГМУ
Калмыкова Н.А.
Самара 2011
Содержание
Введение
1. Возникновение управленческой мысли
1.1 Развитие теории управления как составной части философии
1.2 Развитие теории управления в составе экономической теории
2. Возникновение и развитие науки управления за рубежом
2.1 Исторические условия и события, способствовавшие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки
2.2 Возникновение и основные положения теории управления. Ф.У. Тейлор и его последователи
2.3 Формирование классического направления в теории управления. А. Файоль
2.4 Использование психологии в управлении. Школы человеческих отношений и поведенческих наук Э. Майо
2.5 Становление и развитие количественной школы
3. Развитие теории управления в России
3.1 Теория и практика управления в дореволюционной России
3.2 Система теории и практики управления в СССР
3.3 Переход к рыночному регулированию экономики и современная система взглядов на теорию управления в России
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы. Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Теория управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
* всегда интересно и нужно;
* позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
* дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
* позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.
Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60- е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения1 Васильев Ю.В. Теория управления. М.: Финансы и статистика, 2005.
Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики теории управления.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ теории управления.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
1. Возникновение управленческой мысли
1.1 Развитие управленческой науки как составной части философии
По месту появления философских систем различают восточную и западноевропейскую философии, внутри которых по эпохам развития человеческой культуры выделяют другие философские подсистемы (например, древнекитайскую философию в восточной или философию периода Возрождения (Ренессанса) в западноевропейской). Тем не менее в любой стране в любой период истории человечества в мыслях людей имели место вопросы о государстве, управлении и власти. Таким образом, теория управления, как, впрочем, и многие другие, была «рождена, взращена, и воспитана» философией.
A западноевропейской философии управленческая мысль также берет свое начало издревле. Над проблемами государства, форм правления и развития думали еще античные философы (400и- 300 лет до н.э.).
Так, Гераклит размышлял над государственным устройством.
Платон выделил формы правления, в которых действуют законы (монархия, демократия) и в которых законы не соблюдаются (тирания, олигархия). Создал своеобразную утопию о лучшем государственном устройстве. В диалоге «Государство» определил само государство как воплощение идей, Людей как игрушки, придуманные и управляемые Богом. Фалес показал значимость зависимости делового успеха от компетентности и умения правильно выбирать стратегию поведения.
В 325 г. до н. э. Александр Македонский создал орган коллегиального: планирования и управления войсками - штаб. Неоценимое значение для развития отношений человека и самой человеческой личности имеет Библия (написана в течение примерно 1500 лет, окончание написания относят к 100 г. н. э.). Она содержит основные принципы взаимоотношений людей - заповеди, примеры из управления людьми, первое описание делегирования полномочий и др.
В Древнем Риме императором Диоклетианом (300 лет н. э.) была введена строгая иерархия, служебная лестница в управлении и разработан Принцип иерархии и делегирования полномочий.
Европейская средневековая Философия занимает промежуток времени с I по XV в. нашего времени. Главная особенность ее - связь с религией. Философия изменялась в русле развития христианства и ставила перед собой задачу обоснования христианских догм. Проблема управления на данном этапе рассматривалась в пределах Библии (например, как проблема соотношения свободы воли человека и божественной необходимости)2 Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. М.: Инфра-М 1998.
В это время наблюдается большее развитие управленческой мысли в восточной Философии. Здесь можно отметить труд аль-Маварди «Принципы руководства» (1058 г.), где он исследует исламское конституционное право, теоретические и практические аспекты мусульманского политического Мышления и Поведения, а также поведения политиков и должностных лиц в исламских государствах. И труд «отца исламского администрирования» Ибн Таймияха «Принципы религиозного правления» (1300 г.), в котором он применяет научный метод для определения принципов администрирования в структуре ислама, в том числе соответствие человека его работе, патронаж, распределение постов и привилегий.
В Древней Индии в трактате «Артхамастра» (400 - 300 лет до н. э.) применительно к управлению исследованы философские категории «верное и неверное», «законное и незаконное», «польза и вред» и др.
В Древнем Китае девизом философии была триада: «Знание действие - нравственность». Причем высшее знание - это знание о добродетелях великих людей. Важной философской проблемой являлось искусство управления страной и военное искусство. К 500 г. до н. э. относят труд Сан Цу «Искусство войны», в котором он признает необходимость иерархической организации, межорганизационных связей и кадрового планирования. В этот период, конечно, преобладают силовые методы управления, что находит свое отражение и в языковых формах. Так, на санскрите искусство управления звучит как «данданити», что в дословном (буквальном) переводе означает «руководство по владению палкой». Тем значимее и удивительнее воспринимаются достижения древних «управленцев», работы которых входят в состав философской науки, так как самостоятельной науки управления в то время еще не существовало.
И только в эпоху Ренессанса управленческая мысль получает бурное развитие в западноевропейской философии. Появляются определенные работы, которые можно назвать достижениями управленческой мысли3 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Осторжье 1999.
Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527) полностью освободился от религиозных иллюзий. Объектом изучения для него стала политическая история: причины возвышения и гибели государств, мотивы человеческих поступков, влияние личности на ход тех или иных событий. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т. е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.
Основоположник утопического социализма Т. Мор (1478 - 1535) в своей («утопии» развивает идею платоновского «Государства». Считает, что человек есть высшая ценность и поэтому он должен жить счастливо, работать по способности и получать по потребностям. От «правителя, как из какого-нибудь источника,...
Сравнительный анализ теорий и концепций основных школ управления
Возникновение и развитие концепций основных школ менеджмента (школа научного управления, административная, количественная, школа человеческих отношени...
От концепций исторического круговорота к теориям «постиндустриального общества»
В книге определяется место концепций исторического круговорота в буржуазной социологии послевоенного периода (А. Тойнби, П. Сорокин), анализируются ос...
Вероятностно-смысловой анализ постнеклассических теорий и концепций исторического процесса
Общая характеристика постнеклассических теорий и концепций исторического процесса: синергетическая, биосферно-ноосферная, эволюционно-энергетическая,...
Эволюция концепций маркетинга
Исследование современных научных разработок в области теории и практики управления маркетингом. Эволюционный анализ различных маркетинговых концепций....
Сравнительная характеристика экономических учений и школ
Анализ процессов возникновения, развития и смены экономических воззрений идеологов различных социальных групп, школ и течений. Переломные моменты в ис...