Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Анализ и определение роли и функций руководителя в управлении социально-экономическими организациями

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Выявление важнейших индивидуальных параметров эффективного руководства. Характеристика особенностей и задач организации труда управленского персонала. Определение ключевых ролей, а также основных функций руководителя предприятия на примере ЗАО "Развитие".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика ролей и функций руководителя. Их значение для управления социально-экономической организацией

1.1 Понятие роли и функции руководителя

1.2 Характеристика социальной организации как организационная система

Глава 2. Роль руководителя на примере ЗАО «Развитие»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Роль руководителя на примере ЗАО «Развитие»

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

Введение

Круг проблем, решаемых управленческой деятельностью сводится к следующему: прежде всего, определяются конкретные цели развития, выявляется их приоритетность, очередность и последовательность решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль за выполнением поставленных задач.

Реализация общих задач управления требует создания необходимых экономических и прочих условий в сфере управления. Так, приспособление производства к требованиям и спросу рынка требует выполнения функции маркетинга; обоснованное определение основных направлений и пропорций развития материального производства с учетом источников его обеспечения решается путем осуществления функции планирования; налаживание организационных отношений между различными подразделениями по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности фирмы на конкретный период осуществляется путем реализации функции организации; проверка выполнения деятельности, а также сравнение с намеченными целями и направлениями развития осуществляются через функцию контроля. Это означает, что содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, которые решаются в рамках функции. Поэтому сложность производства и его задач определяет всю сложность управления и его функций.

Коренная перестройка управления экономикой требует создания эффективной системы мотивов и стимулов труда, благоприятного социально-психологического климата в коллективах, коренной перестройки организации труда. Для успешного решения этих задач, для того, чтобы быть на уровне всех современных требований, обеспечивать компетентное руководство производством, творчески решать вопросы управления, руководители предприятий и производственных подразделений должны в полной мере владеть основами управления. Глубокое изучение организации и методов управления, основных понятий и категорий теории принятия управленческих решений является важным условием решения задач совершенствования экономики на современном этапе, в том числе путем всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышения уровня его квалификации, сознательности, трудовой и общественной активности.

В данной работе мы рассмотрим такой важный аспект деятельности руководителя, как организация труда, роли и функции деятельности, их особенности и требования.

Цель данной курсовой работы состоит в анализе и определении роли и функций руководителя в управлении социально-экономическими организациями.

Для полного раскрытия данной темы определим следующие задачи:

1. Выявить важнейшие индивидуальные параметры эффективного руководства;

2. Определить особенности и задачи организации труда управленского персонала;

Предметом в данной работе выступает роль и функции руководителя.

Объект - система управления в организации, и какое место в ней занимает руководитель, влияние непосредственных функций и роли руководителя на развитие организации.

Глава 1. Общая характеристика ролей и функций руководителя. Их значение для управления социально-экономической организацией

1.1 Понятие роли и функции руководителя

Определяя цели своей работы и оценивая приоритетность управленческих задач, каждый руководитель предстает в особой профессиональной роли. Существует несколько типологий управленческих ролей, среди которых наибольший интерес представляют две.

Первая из них -- психологическая ролевая типология, созданная Л. Д. Кудряшовой. Она включает восемь ролевых типов:

1. «Регламентатор» -- стремление к исчерпывающей регламентации деятельности подчиненных, ориентация на формальные процедуры и документы.

2. «Коллегиал» -- ориентация на коллективные формы принятия решений и системы размытого контроля.

3. «Показушник» -- приоритет оперативного реагирования на быстро меняющуюся ситуацию, смена критериев оценки и способов построения отношений в зависимости от конъюнктуры.

4. «Объективист» -- ориентация на внешние факторы, находящиеся за пределами управленческой системы.

5. «Формалист» -- перенос ответственности на процедуры, «затягивание» решения вопросов.

6. «Максималист» -- ориентация на максимально возможный результат, вне зависимости от того, насколько он необходим, завышение требований.

7. «Организатор» -- ориентация на решение базовых управленческих задач: расстановка кадров, планирование и техническое обеспечение.

8. «Диспетчер» -- стремление к решению всех мелких текущих проблем, смешение представлений об уровнях руководства.

Необходимо отметить, что исполнение указанных ролей связано разнообразием индивидуальных целей управления. Каждая роль «работает» на своего «зрителя», в качестве которых выступают вышестоящие руководители, подчиненные, руководители других подразделений и т. д.

Совершенно иначе выглядит управленческая ролевая типология, созданная Г. Минцбергом. В основу этой типологии положено представление о видах социальных ролей. Среди всего разнообразия социальных ролей Г. Минцберг выделяет:

-- межличностные роли, характеризующиеся формой контактов и способом построения отношений;

-- информационные роли, характеризующиеся степенью активности в коммуникации;

-- функциональные роли, связанные с принятием решений.

На основе определения видов социальных ролей выделяются следующие роли руководителей:

1. Межличностные роли:

-- руководитель -- «первое лицо»,

-- лидер,

-- связующее звено.

2. Информационные роли:

-- собиратель информации,

-- распространитель информации,

-- эксперт.

3. Функциональные роли:

-- предприниматель,

-- корректор,

-- распределитель ресурсов,

-- переговорщик. Шипунов В. Г., Кишель Е. Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 2006. С. 215.

По мнению Г. Минцберга, руководители часто меняют свои роли в зависимости от актуальных требований ситуации и в разные периоды своей деятельности. Можно сказать, что освоение этих ролей представляет собой систему профессиональной адаптации руководителей.

Американские специалисты Р. Блейк и Дж. Мутон предположили, что характер ролевого самоопределения руководителей связан с двумя факторами. Этими факторами являются внимание к человеку (персоналу) и внимание к производству (результату). В зависимости от того, насколько выражено внимание руководителя к каждому из указанных факторов, выделяется пять типов руководителей, пять ролевых позиций:

1. «Страх перед бедностью» -- отсутствие внимания как к персоналу, так и к производству;

2. «Дом отдыха» -- превалирование внимания к человеческому фактору в ущерб производству;

3. «Авторитет и подчинение» -- внимание к получению результата любой ценой;

4. «Организация» -- невозможность определить управленческий приоритет;

5. «Команда» -- равнозначное внимание к факторам производства и персоналу.

Совершенно очевидно, что идеальный вариант исполнения управленческой роли связан не только с психологическими факторами, но и с уровнем профессионализма руководителя. Это -- цель в развитии управленческих ролей, путь к достижению которой

Совершенно очевидно, что идеальный вариант исполнения управленческой роли связан не только с психологическими факторами, но и с уровнем профессионализма руководителя проходит через специальные формы обучения. Необходимо заметить, что Р. Блейк и Дж. Мутон разработали свою концепцию именно с целью профессионального обучения руководителей разного уровня. Франчук, В. И. Основы общей теории социальных организаций / В. И. Франчук - М, 2008. С. 116.

Стили руководства

Индивидуальный набор ролей конкретного руководителя и особенности их исполнения характеризуют управленческий стиль. В психологию понятие «стиль» впервые попало из концепции К. Левина. Именно он предложил разделить системы воздействия одного человека на группу людей на три типа.

1. Первый стиль из выделенн...

Другие файлы:

Роль и функции руководителя в управлении социально-экономическими организациями
Понятие процесса управления социально-экономическими организациями; роль и функции руководителя, его место в осуществлении управленческой деятельности...

Роль и функции в управлении социально-экономическими организациями
Виды социальных систем. Анализ управления социально-экономическими организациями, их классификация и основные особенности. Показатели, характеризующие...

Решающая роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и профилактики стрессов
Понятие конфликта и способы управления им. Стресс и его профилактика. Оценка роли и значения руководителя предприятия в данных процессах. Выявленные п...

Менеджмент как наука об управлении людьми
Раскрытие содержания категории менеджмента как процесса по максимизации эффективности управления социально-экономическими системами. Характеристика фу...

Восприятие руководителя подчиненными как социально-психологический показатель развития организационной культуры
Основные подходы к исследованию социальной перцепции. Особенности социально-перцептивных процессов в управлении. Изучение взаимосвязи восприятия руков...