Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Организационные структуры менеджмента и условия их применения

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
ВведениеФормирующиеся рыночные отношения, децентрализация управления, быстрое устаревание информации обусловливают высокие требования к современному руководителю. Знание и умелое использование положений менеджмента существенно облегчают труд руководителя, помогают ему определять приоритеты и систематизировать работу.Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры. Правда, в последнее время появляются публикации, авторы которых утверждают, что талантливый руководитель способен привести свое предприятие (подразделение) к успеху при любой организационной структуре. Возможно, это и так. Однако не следует забывать, что наряду с талантливыми руководителями есть и менее даровитые.Организационная структура управления – одно из основных понятий менеджмента, которое включает все основные управленческие процессы. Формирование организационных структур управления является важнейшей частью эффективного менеджмента. Актуальность выбора эффективной структуры управления объясняется, прежде всего, тем, что для продуктивной работы компании и своевременного реагирования на постоянно изменяющиеся внешние и внутренние факторы ей необходима наиболее подходящая для нее управленческая структура, способная со временем видоизменяться и модернизироваться.Особенно актуальна проблема выбора и применения управленческих структур в настоящее время для России. Так как большинство российских предприятий нуждаются в существенной реструктуризации или, по меньшей мере, оздоровлении и совершенствовании управления. Традиционные управленческие структуры, применяющиеся на предприятиях в течение нескольких десятков лет без существенных изменений, в настоящее время не в состоянии обеспечить эффективную работу и только усугубляют ситуацию, подталкивая предприятие к кризису.Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность исследования организационных структур управления.Цель работы – рассмотреть сущность организационных структур и их применение в организациях. В соответствии с поставленной целью определились следующие основные задачи:- дать понятие и рассмотреть сущность структур;- определить принципы построения и типы структур управления;- проанализировать условия применения структур на предприятиях.Объект исследованияорганизационные структуры управления Предмет исследования – механизм применения организационных структур на предприятиях.Глава 1. Сущность организационных структур управленияОрганизационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
  • Понятие и принципы построения организационных структур
  • Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.Ключевыми понятиями структур управления являются:
  • элементы
  • связи (отношения)
  • уровни
  • полномочия
  • Элементами структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято определенное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационных структур:а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления.В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Линейные возникают между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.Между всеми названными выше составляющими существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных составляющих структуры.Так, если руководством организации принято решение о введении в структуру управления<...
    Другие файлы:

    Организационные структуры инновационного менеджмента
    Понятие инновации и инновационного процесса. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента. Создание и распространение новшест...

    Организационные структуры управления
    Организационные структуры управления: понятия, принципы создания, виды (с чертежами), их преимущества и недостатки. "Отец" современного менеджмента. А...

    Организационные структуры менеджмента
    Общая характеристика и проектирование организационных структур, их внутреннее устройство, предъявляемые требования и значение. Механистические и адапт...

    Основы менеджмента
    Понятие и объекты управления в социально-экономических системах. Прогнозирование, планирование, мотивация и учет как основные функции менеджмента. Сущ...

    Сущность, цели и задачи менеджмента, основные функции и организационные структуры управления