Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Основные школы управления

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
 Формирование менеджмента как научной дисциплины начинается во второй половине 19 века. Признание же в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности управление получило только в начале 20 века. Между тем практика управления насчитывает тысячелетия. Потребность в нем возникла с момента объединения людей в группы и осуществления совместной деятельности.ХХ век -  это время возникновения и эволюции науки управления. Необходимость решения практических проблем, и прежде всего в производственной сфере, привела к их научному изучению, поиску и выделению профессии руководителя (менеджера) в особый вид деятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений.В зарубежной науке управления сложились  важнейшие концепции, так называемые школы управления, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления.1.  Школа научного управления (1885-1920)получила развитие в США в начале 20 в. ее основоположником был Ф.Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследований. Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством, и в частности, вопросам повышения эффективности производства. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометраж, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, сбор социальной информации. Немалое значение он придавал стилю руководства, стимулированию труда.Основными принципами, положенными в основу системы Тейлора являются:-            принцип разделения труда. (разделение выполняемой работы на отдельные операции);-            принцип измерения труда;-            принцип инструктирования ( установление стандртов);-            принцип стимулирования ;Величайший вклад Ф.Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.Другим представителем «организационной школы» является Г.Форд (1863-1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г.Форд совершил «революцию в цехе».Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека. Основные принципы системы Г.Форда: массовое изготовление стандартной продукции на основе конвейера; непрерывность и подвижность процесса производства; максимальный темп работы; точность как стандарт и качество продукции; экономический эффект системы; не быть зависимым от человека, его слабостей.2.  Школа административного управления (1920-1950)Была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организации в целом. В рамках данной концепции в 20ые годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей , имеющих определенную иерархию.  При этом организация рассматривалась как замкнутая система без учета влияния внешней среды. Основоположником данного направления является А.Файоль- французский предприниматель и администратор , который рассматривал управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности. Главный вклад А.Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. (планирование, организация, мотивация, координация, контроль). Кроме того, А.Файоль сформулировал 14 наиболее общих принципов управления организацией:-         разделение труда;-          власть;-          дисциплина;-          единство распорядительства;-          единство руководства;-          подчинение частных интересов общим;-          вознаграждение;-         централизация;-         скалярная цепь.-         Порядок;-         Равенство;-         Устойчивость должностей личного состава;-         Инициатива;-         Единение персонала.3. Школа управления с позиции человеческих отношений (1930-1950)Получила распространение в 30-50 ые годы , была основана на использование моральных и психологических факторах воздействия на работников.Основоположником является  Элтон Мэйо (1880-1949), считавший , что управление должно основываться на достижениях научной психологии.Для доказательства своих идей Э.Мэйо в 1927-1932  гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент , который считают одним из самых значительных . объектом исследования стала бригада работниц по сборке телефонных реле. В течении многих лет вводились изменения в режим работы, отдыха, питании. И на протяжении всего времени работникам внушали, что их труд важен для страны, для общества. В результате, при отмене всех существующих льгот, производительность не только не уменьшилась, но продолжала увеличиваться.В соответствии с данной концепцией важнейшая обязанность менеджера состояла в формировании сплоченного трудового коллектива, создании в нем благоприятного микроклимата, заботе о подчиненных, помощи им в повседневных делах ,в том числе и личного характера.К основным достижениям школы человеческих отношений относятся:-            необходимость внимательного отношения к социальным и групповым потребностям работников;-            методика изучения особенностей взаимодействия формальной и неформальной сторон работы предприятия;-            определение роли психологических факторов производительности труда, оказывающих существенное воздействие на трудовое поведение работника.Идеи школы человеческих отношений получили развитие в дальнейших исследованиях трудового поведения человека.4.Школа управления с позиции науки о поведении -Это современная теория, получившая развитие в 60-ые годы. В теории менеджмента формируется новое направление, получившее название бихевиоризм.Основоположником данного направления является известный американский психолог А.Маслоу.  (сам.- теория потребностей).Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих возможностей на основе применения положений поведенческих наук к управлению. К крупным исследователям этой концепции относятся Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг и др. Они разработали ряд теорий мотивации. В основу данной концепции положены достижения психологии и социологии. Основное внимание сосредотачивается на работнике. Цель , которую ставили перед собой исследователи данного направления- добиться повышения эффективности работы организации за счет повышения ее человеческих ресурсов.Таким образом, рассмотренные направления научного менеджмента внесли существенный вклад в теорию менеджмента и ее практическое воплощение. Творческое использование достижений каждой школы, их развитие с учетом специфики  страны, основанное на методологии системного и ситуационного подхода, обеспечивает современному менеджменту эффективное решение поставленных перед ним задач.Наряду с перечисленными школами управления, выделяют  четыре научных подхода к управлению, ориентированных на решение проблем в управлении.1.      Количественный подход к управлению:Возник с появлением и широким распространением кибернетики и различных математических методов.  В основе подхода лежит применение в управлении теории исследования, т.е. применение точных инженерных наук, математики, статистики, компьютерной техники и современного программного обеспечения.2.      Процессный подход к управлению.Определяет управление...
Другие файлы:

Японская и американская модели системы управления качеством
Понятие управления качеством, эволюция мировой системы менеджмента. Основные положения и преимущества японской школы управления качеством. Опыт управл...

Основные положения классической школы управления
Предпосылки создания классической школы. Положения теории Ф. Тейлора. Особенности управления с точки зрения Г. Форда и А. Файоля. Бюрократическая сист...

Основные характеристики базовых моделей управления
Понятие и основные критерии классификация моделей управления. Особенности американского менеджмента, который впитал в себя основы классической школы,...

Основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе
История возникновения и развития управления. Содержание концепций менеджмента и научных подходов к управлению. Методы управленческих решений. Практиче...

Школа административного управления Г. Саймона
Понятие социального управления и его главные задачи. Основные теории школы административного управления американского ученого Георга Саймона. Критерии...