Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Японская и американская модели системы управления качеством

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Понятие управления качеством, эволюция мировой системы менеджмента. Основные положения и преимущества японской школы управления качеством. Опыт управления качеством в США. Особенности формирования и развития американской школы управления качеством.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский Государственный Университет

Экономический факультет

Кафедра Моделирования и Управления Промышленным Производством

Курсовая работа

Японская и американская модели системы управления качеством

Студентка 9710 группы

Суханова Софья Сергеевна

Новосибирск

2010

Содержание

Введение

1. Понятие управления качеством

2. Эволюция управления качеством

3. Управление качеством в Японии

3.1 Опыт управления качеством в Японии

3.2 Основные положения японской школы управления качеством

4. Управление качеством в США

4.1 Опыт управления качеством в США

4.2 Формирование и развития американской школы управления качеством

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Любая фирма, выпускающая продукцию или предоставляющая какие-либо услуги, стремится максимально удовлетворить спрос и привлечь как можно больше потребителей. В свою очередь всякий потребитель судит о фирме по качеству продукции или услуги и по степени удовлетворенности, получаемой от их приобретения. Именно поэтому вопрос об обеспечении и контроле качества является одним из самых главных для руководства любого предприятия. Необходимо не просто обеспечить выпуск продукции без каких бы то ни было дефектов и брака, но и грамотно наладить весь процесс производства, дающий на выходе продукт соответствующего уровня качества. Поскольку для обеспечения качественной продукции необходим очень сложный многоуровневый процесс организации работников на всех этапах производства, нынешний успех многих фирм был достигнут не сразу и далеко не легким путем. Соединенные Штаты Америки и Япония - эти два государства добились наибольших успехов в разработке и внедрении различных идей по повышению уровня качества. Чтобы сравнить модели этих двух стран, нам необходимо выполнить следующие задачи:

· Определить то, что мы собираемся исследовать: качеством, управление качеством.

· Посмотреть с чего началось и как развивалось управление качеством

· Отметить исторические и практические особенности менеджмента качества в этих двух странах

· Сделать сравнительный анализ на основе полученного обзора, а также сделать выводы

Подробно рассмотрев каждый из пунктов, мы сможем получить наглядную картину того, какие же задачи выполняет управление качеством, какие подходы были сделаны для решения этих задач и применение каких концепций дает в итоге действительно качественную продукцию, готовую конкурировать на любом рынке.

1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

управление качество менеджмент японская американский

Качество - это емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и аспектов. В зависимости от того, с какой целью рассматривается и используется этот термин, существует ряд аспектов качества: философский, правовой, социальный, экономический и технологический. Так как для нас будут важны последние два аспекта, дадим следующее определение качества:

Качество -- общая совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации.[5]

Поскольку с конца 70-х годов прошлого столетия в промышленно развитых странах разрабатываются стандарты на систему управления качеством (ISO 9000), необходимо определить, что называется качеством в рамках этих стандартов:

Качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. ( Гост Р ИСО 9000-2001)[6]. Другими словами, потребности людей и их требования по поводу уровня качества должны являться главнейшими стимулами для роста и совершенствования работы всего производства.

В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Приведем основные причины, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества:

* существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;

* возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;

* усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций;

* увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;

* неприятие потребителями продукции и услуг с относительно невысоким уровнем качества;

* ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.

Таким образом, необходимость обеспечение качества на всех этапах производства порождает такое понятие, как управление качеством.

Управление качеством - целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества.[5]

Поскольку с середины ХХ века в развитых странах в этой сфере преобладает воплощение системы Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Management ), и говорить мы в основном будет о ней, стоит подробно рассмотреть ее основные положения и принципы.

Всеобщее управление качеством (TQM) - это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основан на участии всех ее членов ( персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры ) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества.[5]

Стремясь к достижению долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников организации и общества в целом, перед TQM стоят следующие задачи [5]:

· Постоянное улучшение качества путем постоянного анализа результатов и корректировки деятельности

· Полная ликвидация дефектов производства и непроизводственных затрат

· Выполнение намеченного точно в срок

Тактика TQM заключается в нескольких пунктах:

· Предупреждение причин дефектов

· Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества

· Активная разработка стратегии управления

· Непрерывное совершенствование качества продукции и процессов производства

· Использование научных подходов

· Регулярная самооценка

Рис. 1 - Важнейшие элементы TQM, обеспечивающие успех стратегии качества. [5]

Интерпретируя рисунок 1, можно отметить, что наиболее важными элементами TQM являются:

· Обязательное широкое вовлечение высшего руководства в решение проблем качества

· Обеспечение условий и реальное участие каждого в процессе удовлетворения запросов потребителя

· Базирование всех решений только на фактах, а не на интуиции или опыте работников

· Фокусирование внимания на процессах, рассматриваемых как оптимальная система для достижения главной цели - максимизация ценности продукта и минимизация его стоимости

Перечисленные особенности являются важнейшими, но единственными

элементами Всеобщего Управления Качеством. Так же в него входят системный подход к организации управления качеством и необходимость уделять особое внимание отношениям с поставщиками.

Также стоит отметить некоторые отличия Всеобщего управления качеством от основных принципов традиционного управления качеством. В TQM применяются [4]:

· Обучение управлению качеством всего персонала, а не только сотрудников отдела контроля качества

· Разработка преимущественно предупреждающих, а не корректирующих воздействий

· Удовлетворение потребностей не только заказчика, но и общества и сотрудников организации

· Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества в непрерывном режиме

· Регулярное выявление и решение проблем в области качества, долгосрочное планирование качества и способов его достижения

· Принятие решений на основе фактов

· Деятельность, направленная на результат и ориентированная на эффективные действия, а не на обсуждения

Итак, определившись с понятием управления качеством и, более узкого, Всеобщего управления качеством...

Другие файлы:

Шведская, американская и японская модели экономики
Шведская модель экономики: эволюция, сильные и слабые стороны. Основные проблемы американской модели экономики. Стратегическая ориентация развития США...

Японская и американская модели управления
Изучение становления и развития менеджмента в США и Японии. Сравнительный анализ организационных культур: концепция извлечения прибыли, производственн...

Анализ системы управления качеством на предприятии ООО "ЧелябТрансАвто-3"
Теоретические и методологические основы управления качеством. Роль системы менеджмента качества в повышении конкурентоспособности предприятия или бизн...

Модели управления качеством продукции некоммерческих организаций на примере кинематографии
Определение понятия качества для символических товаров и услуг. Построение математической модели управления качеством, индекса качества и символически...

Основы менеджмента
Этапы развития теории и практики менеджмента. Менеджмент: управление в условиях рынка. Классическая поведенческая школа управления. Шесть видов деяте...