Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Лидерство в управлении организацией

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Оглавление1.Основные понятия2.Теория личных качеств3.Поведенческий подход к лидерству4.Ситуационные теории руководстваСписок использованной литературы1. Основные понятияОдной из важных проблем современного менеджмента является проблема лидерства, так как она приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении организациями, усложнением управления и усилением его зависимости от факторов и ценностей человеческих отношений. Существует достаточно много определений данного понятия:
  • это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели;
  • лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели;
  • лидерство – это добровольное подчинение человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признание его квалификации и опыта независимо от его полномочий, это особый тип отношения к человеку, основанный на признании его способностей к управлению, тех человеческих качеств, которые необходимы менеджерам;
  • лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленной на побуждение людей к достижению общих целей;
  • лидерство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали правильные вещи, а управление на том, чтобы люди делали эти вещи правильно.
  • 2. Теория личных качествСогласно личностной теории лидерства или теории великих людей («все звезды»), лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех качеств, например, уровень интеллекта и знаний, впечатляющая внешность, честность, инициативность, видение с высоты птичьего полета. Согласно этой теории, достаточно выявить общие для всех выдающихся руководителей черты, и тогда любой руководитель, желающий стать эффективным, должен вырабатывать эти черты у себя. Исследования продолжались на протяжении двадцати лет (1930-1950 гг.). Однако было выявлено только около 5 % общих черт, присущих выдающимся руководителям. При этом исследователи не всегда выделяли одинаковые черты. Так Р. Стогдилл выделил такие черты, как:
  • ум и интеллектуальные способности;
  • господство или преобладание над другими;
  • уверенность в себе;
  • активность и энергичность;
  • знание дела.
  • Другой последователь этой теории О. Тид выделяет:
  • запас жизненных сил;
  • энтузиазм;
  • общительность;
  • смелость;
  • воображение;
  • решимость;
  • упорство;
  • честность;
  • энергичность.
  • Интересен подход к лидерским качествам У. Бекинсона:
  • управление вниманием;
  • управление знанием;
  • управление доверием;
  • управление собой.
  • Таким образом, эта теория потерпела неудачу на пути определения эффективного руководителя.К недостаткам теории личных качеств можно отнести то, что
  • перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным, что стало невозможным создать единственно верный образ лидера;
  • по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесной связи между рассмотренными качествами и лидерством, тем самым помочь практическому выявлению последнего.
  • Вывод этой теории: никакой модели эффективного лидера не существует, каждый эффективный руководитель эффективен по-своему.3. Поведенческий подход к лидерствуНеудача исследований в области личных качеств руководителя привела ученых к изучению поведения руководителей, так появился поведенческий подход к лидерству.Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства.Стиль руководства - это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным. Формирование поведенческого подхода к лидерству связано с разработками представителей школы человеческих отношений. Согласно исходному тезису этого подхода, эффективность управления обусловлена манерой поведения руководителя по отношению к подчиненному.Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос – «какими качествами должен обладать эффективный руководитель?», к ответу на вопрос – «какой стиль лидерства наиболее эффективен?» Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:А) Теория Х и У Мак ГрегораМак Грегор в своих исследованиях определил два стиля руководства: Х и У.Руководитель, придерживающийся стиля Х, руководствуется следующими предположениями:
  • люди не любят работы;
  • они требуют, чтобы ими руководили;
  • они хотят защищенности;
  • эффективно они могут работать только через угрозы.
  • Такой стиль руководства он назвал автократическим (авторитарным) или стилем, ориентированным на работу.Руководитель, придерживающийся стиля У, руководствуется следующими предположениями:
  • труд - естественный процесс;
  • при создании соответствующих усл...
  • Другие файлы:

    Власть и лидерство в управлении трудовыми ресурсами в организации
    Аспекты функционирования власти и лидерства. Организационно-психологические проблемы в контексте организации. Обоснование экономического подхода в упр...

    Руководитель организации и его роль в управлении
    Лидерство и власть в управлении организацией. Понятия руководителя, его задачи и функции. Стили руководства, а также оценка эффективности деятельности...

    Лидерство в организации
    Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Типы подходов к изучению лидерства. Теория лидерских качеств. Превращение разъединителей в сое...

    Участие персонала в управлении организацией
    Формы и механизмы участия персонала в управлении организацией, нормативно-правовое регулирование. Характеристика предприятия ООО "Сибирь", анализ моти...

    Маркетинг в управлении организацией. Монография
    Монография посвящена маркетингу в управлении организацией. В работе даются основы маркетинга, излагаются вопросы управления маркетинговой деятельность...