Основы стратегического позиционирования организации
Краткое сожержание материала:
Размещено на
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и методы стратегического позиционирования организации
1.2 Специфика позиционирования организации
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ
2.1 Стратегические подходы к позиционированию предприятия общественного питания
2.2 Позиционирование предприятия общественного питания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития рыночных отношений в России наблюдается сильная конкуренция. Выжить в условиях острой конкуренции могут лишь те предприятия, которые смогут обеспечить потребителям представление таких услуг, которые отвечают их ожиданиям и требованиям. И для этого необходимо разрабатывать и придерживаться стратегий позиционирования, как самого предприятия, так и производимых товаров и услуг.[1]
Актуальность данной темы заключается в том, что позиционирование организации служит основой для построения имиджа компании, а так же является залогом рентабельности и конкурентоспособности.
Цель данной работы -изучение теоритических основ стратегического позиционирования организации.
В соответствии с поставленной целью, рассмотри следующие задачи:
1. Изучить сущность и методы стратегического позиционирования организации.
2. Рассмотреть специфику позиционирования организации.
3. Рассмотреть особенности позиционирования общественного предприятия.
Объектом данной контрольной работы является позиционирование предприятия общественного питания.
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические вопросы, касающиеся стратегического позиционирования организации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и методы стратегического позиционирования организации
Предприятие является открытой системой, успех которой зависит от того, насколько удачно оно приспосабливается к внешнему окружению, сумеет ли вовремя распознать угрозы для своего существования, не упустит ли возможности, насколько точно и правильно определит свое место на рынке и направления дальнейшего развития. Речь идет о позиционировании организации, то есть об определении его наиболее целесообразной рыночной позиции, выгодно отличающей ее от положения конкурентов, в рамках объективной внешней ситуации, с учетом возможности развития имеющегося потенциала предприятия.
Стратегическое позиционирование организации - процесс определения выгодного (уникального) положения организации на рынке относительно конкурентов, эффективности в достижении своей миссии на основе планирования своей деятельности и с учетом особенностей отрасли, опирающийся на стратегическое мышление руководства организации, а также устойчивости в перспективе развития. [4]
В соответствии со сформулированным определением выделяют основные этапы стратегического позиционирования организации на рынке. Процесс стратегического позиционирования может быть представлено следующим образом. [4]
Рис. 1. Процесс стратегического позиционирования
стратегический позиционирование рынок конкурент
Как показано на рисунке, в результате проведения стратегического позиционирования предприятия возможен возврат на любой этап, что вызвано динамичностью среды, в которой функционирует предприятие. В связи с этим результаты стратегического позиционирования должны контролироваться в текущем периоде.
Важной задачей для менеджмента организации становится формирование такой системы управления, которая позволит гибко и эффективно реагировать на изменения рынка. Прежде всего, необходимо выделить систему факторов, влияющих на стратегические позиции предприятия. Поэтапная классификация показывает, что проведение стратегического позиционирования на различных этапах неразрывно связано как с внешними, так и внутренними факторами [4].
Таблица 1
Поэтапная классификация факторов, влияющих на стратегическое позиционирование организации
№ п/п |
Название этапа |
Факторы, влияющие на стратегическую позицию предприятия |
|
1 |
Определение текущей позиции на рынке |
Состояние отрасли. Рыночное положение, за исключением потенциала фирмы. |
|
2 |
Выявление альтернативных позиций |
Структура рынка, экономические, политические факторы. |
|
3 |
Формулировка цели стратегического позиционирования. |
Миссия, цель организации, состояние отрасли, рыночное положение, конкурентные преимущества. |
|
4 |
Выбор оптимальной позиции в соответствии с этой целью. |
Количество альтернатив, соответствие цели и рынка, состояние отрасли, потенциал. |
|
5 |
Определение доступных методов достижения поставленной цели. |
Состояние отрасли, потенциал, факторы времени, цель позиционирования, риски. |
|
6 |
Построение стратегии позиционирования. |
Все вышеперечисленные факторы. |
Таким образом, реализация предприятием стратегического позиционирования приводит к анализу большого количества показателей. А это ведет к проблеме выбора наиболее адекватных методов.
Существует ряд общеизвестных методов стратегического позиционирования:
· метод «доля на рынке - темпы роста рынка» (Матрица Бостонской консалтинговой группы - ВСG) - положение организации позиционируется относительно всех остальных организаций-конкурентов, уже функционирующих на определенном рынке);
· метод «привлекательность рынка - конкурентоспособность компании» (модели GE/McKinsey, Shell/DPM) - положение организации позиционируется путем относительной оценки ее сильных сторон на рынке (в отрасли) в сочетании с относительной перспективностью самого рынка (отрасли). Позволяет определить конкурентоспособность различных бизнесов компании на рынках разной степени привлекательности;
· метод «стадия эволюции рынка (жизненный цикл товара) - конкурентное положение компании» (модели Хофера-Шендлера, ADL-LC) - положение организации определяется в результате оценки ее позиций относительно конкурентов в зависимости от стадии эволюции рынка (или стадия жизненного цикла товара). Позволяет определить место различных бизнесов компании на растущих, стабильных и стагнирующих рынках.
Данные методы позволяют определить место компании на рынке в текущем периоде, но не позволяют прогнозировать и не дают рекомендаций по достижению желаемой позиции.
В. В. Брюханов в своей диссертационной работе предлагает использовать кластерный метод - стратегия поведения предприятия разрабатывается на основе различия между текущей и целевой позициями в отрасли, обусловленными влиянием факторов. Выделенные с помощью кластерного анализа три изолированные группы факторов (конкуренты, поставщики, потребители) позволяют построить модель рынка и на его основе делать прогноз и строить стратегию достижения целевой позиции. Основными недостатками применимости данного метода являются его трудоемкость и сложность в получении информации о внутренней среде конкурентов.[4]
Для анализа и построения прогноза можно использовать также известный «метод аналогов». Дополнительно при анализе можно использовать метод, получивший в практике менеджмента название «benchmarking». Следует отметить, что применение данного метода соответствует лишь цели повышения эффективности работы предприятия, и он не может быть использован для других целей позиционирования.
1.2 Специфика позиционирования организации
При работе по стратегическому позиционированию организации следует учитывать факторы внешней среды и приводить деятельность предприятия в соответствии с окружающими условиями, учитывая собственные возможности и ресурсы. Необходимо придерживаться принципа непрерывности применительно к работе по стратегическому позиционированию. Следовать принципам многоэлементности, координации и интеграции. По мере необходимости вносить изменения в существующую стратегию позиционирования. Любые действия по стратегическому позиционированию следует рассматривать с точки зрения соотношения выгод и издержек, оценивать и минимизировать возможные риски. [3]
Для успешного позиционирования требуется выполнение четырех условий. [1]
1. Ясность. Идея позиционирования должна быть четко выражена с учетом как целевого рынка, так и отличительного преимущества. Подавляющее большинство потребителей вряд ли запомнит чересчур сложные формулы позиционирования.
...Модели позиционирования
Теоретические основы стратегического анализа и его сущность. Понятие бизнес - систем в стратегическом управлении и модели стратегического позициониров...
Классические модели стратегического позиционирования. Специфика их использования в современных организациях
Модели, виды и роль стратегического позиционирования. Разработка стратегических позиций. Определение потенциальных конкурентных преимуществ, использов...
Стратегическое планирование на предприятиях
Теоретические основы стратегического планирования в организации. Анализ этого процесса в организации ООО "FUJIFILM". Совершенствование выполнения стра...
Сущность стратегического планирования
Общая характеристика человеческого потенциала как основы организации и её производственного процесса. Раскрытие содержания стратегического управления...
Оценка стратегического управления в ООО "Дентал-Сервис"
Теоретические основы стратегического управления предприятием. Оценка уровня стратегического управления в ООО "Дентал-Сервис". Анализ макро- и микросре...