Конкурентный анализ рынка аудиторских услуг
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы конкуренции и конкурентных преимуществ
1.1 Понятие «конкуренция» и ее виды
1.2 Разработка конкурентных стратегий
1.3 Управление конкурентоспособностью предприятия
Глава 2. Конкурентный анализ рынка аудиторских услуг России и Санкт-Петербурга
Глава 3. Разработка рекомендаций по формированию конкурентных преимуществ для петербургской аудиторской компании, выходящей на рынок Москвы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В России системно проблемами конкурентоспособности и конкурентных преимуществ стали заниматься только в последние годы. На данном этапе экономического развития наблюдается формирование в России предпринимательских структур, нацеленных на постоянное обновление ассортимента конкурентоспособной продукции, улучшение обслуживания потребителей, повышение производительности труда и, в конечном счете, на повышение конкурентоспособности функционирования организации. Этот процесс необратим, т.к. с повышением уровня конкурентоспособности вырастает и конкурентная борьба между предприятиями, тем более что сегодня создаются благоприятные условия для развития малых и средних предприятий. В этой связи в последнее время все большее внимание уделяется вопросам оценки конкурентных преимуществ предприятий, влиянию предпринимательской деятельности на конкурентоспособность и формированию механизма управления предпринимательской деятельностью на предприятии как основы его конкурентоспособности.
Усилению конкурентного соперничества на внутреннем российском рынке способствовало появление на нем значительного числа зарубежных товаропроизводителей, традиционно занимающих передовые позиции в мировой табели о рангах. Представившаяся российскому потребителю возможность сопоставлять отечественные и импортные товары объективно свидетельствует о слабости конкурентных позиций российских предприятий.
Специалисты отмечают тревожную тенденцию: на фоне сокращения экспортных возможностей за последние годы, прежде всего в обрабатывающей промышленности, снизилась конкурентоспособность российских товаропроизводителей на внутреннем рынке, что делает их уязвимыми для иностранных конкурентов, а также снижает привлекательность отечественной экономики для внешних инвесторов. Таким образом, ключевой проблемой современной экономической теории и практики является формирование конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. В свою очередь конкурентоспособность хозяйствующих субъектов подразумевает собой обладание конкурентными преимуществами (экономических, организационных, маркетинговых) перед конкурентами, которые дают ему возможность снижать издержки, повышать качество продукции, услуг, боле часто обновлять ее ассортимент, расширять производство, устойчиво занимать определенную долю рынка (рыночную нишу) и получать высокие доходы. Для победы в борьбе с конкурентами занятия определенной позиции на рынке необходимо обладать конкурентными преимуществами.
Цель курсовой работы состоит в изучение теории конкурентных преимуществ и применении ее к конкретному предприятию. В качестве объекта исследования рассматривается создаваемая петербургской аудиторской компанией аудиторская фирма, которая будет осуществлять свою деятельность на рынке Москвы. Предмет исследования - конкурентные преимущества.
В соответствии с поставленной целью задачами дипломной работы является:
уточнение содержания понятий конкуренции и конкурентных рынков;
выявление и группировка конкурентных преимуществ, их особенностей;
разработка рекомендаций по формированию конкурентных стратегий;
проведение конкурентного анализа рынка аудиторских услуг;
определение конкурентных преимуществ создаваемой фирмы (определение ее позиции на рынке).
Глава 1. Теоретические основы конкуренции и конкурентных преимуществ
1.1 Понятие «конкуренция» и ее виды
Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель. О конкуренции и конкурентоспособности товаров написано и опубликовано достаточно много научных работ, в каждой из которых даются те или иные определения.
В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка Бурцева Т.А. Управление маркетингом. Учебное пособие - М.: Экономист, 2005.; Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг. Учебное пособие. - М.: Издательская группа Инфра.М - Норма, 1997.; Кретов И.И. Организация маркетинга на предприятии: Практическое пособие. - М.: Юрист, 2001.. Наиболее типичные определения конкуренции приведены ниже:
состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга. -М.: Юрист, 2002.;
состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника. Конкуренция - есть особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в которых при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона ОґШонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход/ Пер. с англ. Под ред. Д.О.Ямпольской. - СПб: Питер,2002;
соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции;
соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.
Взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике менялись и к середине XX века благодаря работам классиков теории конкуренции (табл. 1) сложились ее четыре классические модели: совершенная (чистая), монополистическая, олигополистическая и монополия Энис Б.М., Кокс К.Т. Классика маркетинга. - СПб.: Питер, 2001..
Таблица 1
Эволюция экономических взглядов на теорию конкуренции
Основоположники |
Год |
Основные труды |
|
Совершенная конкуренция |
|||
1. А. Смит |
1776 |
Исследование о природе и причине богатства народов |
|
2. Д. Рикардо |
1817 |
Принципы политической экономии и налогообложения |
|
3. Дж. С. Милль |
1848 |
Принципы политической экономии |
|
4. К. Маркс |
1863 - 1894 |
Капитал |
|
Несовершенная конкуренция (монополистическая, олигополистическая, чистая монополия) |
|||
5. А.О. Курно |
1838 |
Исследование математических принципов теории богатства |
|
6. Ф.И. Эджуорт |
1897 |
Теория монополии |
|
7. К. Виксель |
1901 |
Лекции по политической экономии |
|
8. Й.А.Шумпетер |
1911 |
Теория экономического развития |
|
1942 |
Капитализм, социализм и демократия |
||
9. Дж. Робинсон |
1933 |
Экономическая теория несовершенной конкуренции |
|
10. Э. Чемберлин |
1933 |
Теория монопо...
Другие файлы:
Развитие рынка аудиторских услуг в Российской Федерации Анализ качества услуг фитнес-клуба "Fresh" Управление качеством аудиторских услуг ОНАХТ Анализ состояния российского рынка аудиторских услуг Классификация аудиторских организаций |