Изучение положения предприятия на рынке супермаркетов города Ставрополя
ВведениеВ последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы. Именно соотношение запросов рынка и возможностей предприятия должно быть положено в основу разработки магистральных направлений, целей и стратегий предпринимательской деятельности, а также маркетинговых программ и стратегических планов на микроуровне. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях ускорения и усложнения процессов, происходящих на рынке, предприятию необходимо вырабатывать качественно новые приемы решения возникающих проблем управленческого и иного характера. В предпринимательской деятельности фирмы постоянно возникают проблемы, обусловленные целесообразностью более полного удовлетворения потребностей существующих и потенциальных покупателей в необходимых товарах. Проблема стратегического успеха предприятия, создания и удержания конкурентных преимуществ – одна их самых актуальных. Решению таких проблем и призван способствовать маркетинг, как основа повышения эффективности деятельности торгового предприятия.Цель дипломного проекта – изучение положения предприятия на рынке супермаркетов города Ставрополя, конкурентной среды, изучение и выявление сильных и слабых сторон предприятия и, наконец, выработка путей совершенствования управления маркетинговой деятельностью. Для достижения цели поставлены следующие задачи:рассмотреть теоретические аспекты данной темы;изучить конъюнктуру рынка супермаркетов города Ставрополя;оценить и проанализировать собственные возможности предприятия;оценить эффективность организации маркетинговой деятельности предприятия в конкурентных условияхпроанализировать основные показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия;разработать направления повышения эффективности маркетинговой деятельности предприятия.Объект исследования – ООО «Омега-97», являющееся супермаркетом города Ставрополя.Предмет исследования – маркетинговая деятельность ООО «Омега-97».В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ документов и статистической отчетности предприятия; наблюдение (за покупателями, сотрудниками предприятия), кабинетное исследование (обработка имеющихся данных).В первой главе рассмотрены теоретические основы маркетинга: его принципы, сферы применения, типы и виды, цели, субъекты и функции, которые он выполняет. Затем раскрывается сущность процесса управления маркетингом на предприятии, и приводятся различные типы организационных структур службы маркетинга. И в заключение главы, рассматриваются вопросы эффективности организации маркетинговой деятельности в конкурентных условиях, а именно: маркетинговое планирование и контроль маркетинговой деятельности.Во второй главе приведены общие сведения об исследуемом предприятии и его организационной структуре. Также приведена его финансовая характеристика, которая включает рассмотрение в динамике и разрезе причинно-следственных связей таких элементов как, выручка предприятия, себестоимость продукции и прибыль получаемая в результате реализации этой продукции. Далее рассмотрена динамика изменения стоимости основных и оборотных фондов. В конце финансовой характеристики рассчитаны и проанализированны такие важные финансовые показатели как, фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и фондорентабельность. Далее рассмотрена структура и принципы работы маркетинговой службы на исследуемом предприятии. Рассмотрены также ближайшие конкуренты, положение сил на рынке, а также ценовая, сбытовая и коммуникационная политики исследуемого предприятия, с помощью которых оно ведет конкурентную борьбу. И в заключение второй главы приведен SWOT – анализ, при помощи которого была определена дальнейшая стратегий предприятия и выявлен ряд недостатков в работе службы маркетинга.В третьей главе приведены направления повышения эффективности маркетинговой деятельности. Для каждого из направлений разработан подробный план реализации и составлены сметы затрат. И в конце рассчитана экономическая эффективность от внедрения предлагаемых направления повышения эффективности маркетинговой деятельности.В заключении сделаны необходимые выводы и предложения.Дипломный проект содержит 109 страницы, 14 рисунков, 12 таблиц, 11 формул, 17 приложений.1 Теоретические основы управления маркетинговой деятельностью1.1 Научный подход к управлению маркетинговой деятельностьюФирма может строить свое управление исходя из разных концепций — финансовой, просчитывая наиболее оптимальные сферы расходов и инвестиций; конкурентной, вытесняя любыми способами конкурента с рынка; товарной, улучшая качественные показатели своей продукции, и др. Однако в настоящее время наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.Маркетинг (от англ. market — рынок) — это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг [1].Вот определение маркетинга Филиппа Котлера: Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена [2].Понятие «рынок» приводит к завершающему понятию цикла - «маркетингу». Маркетинг - это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых - удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Таким образом, мы возвращаемся к нашему определению маркетинга, как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.Процесс обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договориться о ценах и т.д. Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса [3].Маркетинг – это не навязывание и проталкивание произведенного на неизвестный рынок товар...