Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Советское искусство как пропаганда идеологии

Тип: реферат
Категория: Политология
Скачать
Купить
Основные предпосылки появления направления советского искусства для широких масс. Соцреализм как инструмент пропаганды советской идеологии. Рычаги и приемы идеологического воздействия советского кино на материале анализа художественного фильма "Цирк".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

2

Размещено на

Реферат

по курсу «Политология»

Советское искусство как пропаганда идеологии

Содержание

соцреализм идеологический искусство

Введение

1.Соцреализм как инструмент пропаганды советской идеологии

2. Пропаганда идеологии в советском кино (на материале анализа х/ф «Цирк»)

Заключение

Список литературы

Введение

В 1934 году на I съезде советских писателей М. Горький сказал: «Миф - это вымысел. Вымыслить - значит извлечь из суммы реально данного основной смысл и воплотить в образ - так мы получим реализм» [9, с. 221]. Так был провозглашен главный метод советского искусства - соцреализм. Этот метод стал символом советской культуры сталинского периода: стиль, поэтика, эстетика, идеология.

Формируется идея светлого будущего, в которое советская власть ведет народ (сакрализация власти как единственного проводника). Залогом светлого будущего завтра становятся труд и служение государству сегодня. Активное просвещение народа (ликбез), а значит укрепление и объединение государства в целом, делают необходимым создание искусства, доступного широким массам, которое правдиво изображало бы действительность, но в её революционном развитии (чувство собственного достоинства, неограниченных возможностей, служение государству). Основой такого искусства и становится соцреализм.

1. Соцреализм как инструмент пропаганды советской идеологии

Соцреализм стал воплощением всех возможностей советского человека («пафос возможностей»). Своим творчеством художник должен был расширить и углубить жизнь всех зрителей (читателей) М. Горький [9, с. 222]. Творчество стало рассматриваться как нечто рациональное (в искусстве не должно быть эмоций).

Одной из главных целей советского искусства стала интернационализация (не русский, но советский) и объединение народа. Способом воплощения этой цели стало обращение к фольклору и его жанровым формам «Современная литература должна черпать силы из фольклора», М. Горький [9, с. 225] . Так появилось понятие «сталинский фольклор». Понятие народности связывалось с целостностью, объективностью идеала, а главное, с его доступностью, понятностью, антиэлитарностью. И в этом отношении фольклорность как бы должна была отрицать профессиональное «непонятное» народу искусство. [9, с. 221]. В 1936 году правительство стало осуществлять непосредственный контроль за изучением фольклора, не ослабевавший вплоть до смерти Сталина. [8]

Среди наиболее популярных жанров фольклора выделяются песня (в том числе «рабочая» и колыбельная), сказание, плач. «Советская идеологическая культура охотно использовала такие универсальные жанровые модели, как колыбельная песня, поскольку сила воздействия жанровой формы фольклорного происхождения, имеющей обязательные магические коннотации, очень велика». [1]

Ребёнок рассматривается как будущий строитель социализма в одном случае или носитель идеи нации в другом. В этом выражается особенность обращения к колыбельным -- их ритмическое сходство с “рабочими” песнями, отображающими в себе ритмы трудового процесса, представленного в данном случае как ритм движений раскачивающейся колыбели. Одним из первых опытов в этом направлении (если не самым первым) стало стихотворение М.П. Герасимова (1924), где традиционный мотив убаюкивания включает упоминание о фабрично-заводских заботах отца («Завтра раненько гудок // Сон твой оборвет чуток. // Я опять в завод уйду»), а призыв ко сну -- уверенность в советской помощи и ласкательное обращение к ребенку как дизелю:

Спи, мой мальчик,

пи, мой свет.

Сон твой охранит Совет.

Спи, мой дизель,

Спи, силач,

Баю, баюшки, не плачь. [1]

Возникает целый феномен «детской» литературы. Так, например, советские дети, выросшие на книгах Н. Носова про Незнайку, не подозревали, что «Незнайка в Солнечном городе» - изображение коммунизма, отчасти пародирующее утопический труд Кампанеллы «Город солнца». Это детская литература, в которой есть ирония, понятная только взрослым. [9]

Если рассматривать сталинский фольклор с точки зрения архетипических образов, то Сталин выполняет в культуре роль (и функции) отца, родина становится матерью, а весь советский народ - их детьми (соответственно братьями друг другу). Таким образом, создаётся мифологическая структура СССР как большой семьи. Позднее появившийся образ (архетип) врага и борьба с ним способствовал консолидации этой семьи. [6]

Понимание народности способствует тому, что возникает и укореняется термин «простой русский человек». Создаётся образ так называемой коллективной личности, основа мироощущения которой - причастность к большой человеческой общности.

В целом главный сюжет советского искусства был очень идеологичным (мифологическая основа) - из хаоса мир приобретает состояние космоса (порядка) Концепция В. Паперного «Культура 2», в которой соцреализм рассматривается как вторая фаза культуры, связанная с окостенением, порядком, неподвижностью, иерархичностью и т.д. (после фазы первой - «взрыва»). Герой такого сюжета всегда, в конечном счете, выходит на правильный, нужный путь (телеологический сюжет). Так возникает идея переделки («перековки») человека - подавление инстинктов, победа разума и долга (идея «насилия над природой» М. Горького). Основу «перековки» составлял процесс переделки маргиналов в сознательных граждан (через систему лагерей), под которым «маскировалось» наказание.

А. Синявский [10] сравнивает соцреализм с классицизмом, выделяя в нем, так же как и в классицистическом искусстве, идею превосходства общего над частным, чувства над долгом, идею служения государству, четкое деление персонажей на положительных и отрицательных.

Таким образом, советское искусство становится орудием пропаганды власти. Инструментом этой пропаганды выступает соцреализм, который становится нормативной эстетикой. Первым по значимости искусством становится литература, вторым - кино.

2. Пропаганда идеологии в советском кино (на материале анализа х/ф «Цирк»)

Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия Мормоненко) (10 (23) января 1903, Екатеринбург -- 16 декабря 1983, Москва) -- советский кинорежиссёр, актёр, сценарист, Народный артист СССР (1948), дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1950), Герой Социалистического Труда (1973). [7]

В 1936 году выходит снятый им комедийный музыкальный художественный фильм «Цирк», по сценарию, основанному на пьесе И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева «Под куполом цирка» (сценарий был сильно переделан Александровым и авторы отказались от своей подписи) [8]. В 1937 картина взяла Гран-при на Парижской международной выставке, а в 1941 получила сталинскую премию. [6]

Фильм «Цирк» называют самым кассовым за всю историю советского кино. Известно, что «Цирк» любили и Гитлер, и Сталин. [6]

«Мы прожили с Любочкой сорок два года. Это было сорок два года счастья», - скажет Александров на одном из концертов после смерти жены. Но, несмотря на это, главным человеком для него была не она. Именно Сталин приветил молодого режиссера. Комедию «Веселые ребята», в которой впервые засияла звезда Любови Орловой (ставшей к тому времени второй женой Григория Васильевича), обругали все критики. «Хорошая картина, веселая, - сказал Сталин после просмотра. - Я как будто месяц в отпуске побывал. А что, кому-то она не понравилась? Товарищ Жданов, кажется, у вас были какие-то возражения?» - «Нет-нет, товарищ Сталин, после второго просмотра все вопросы отпали». Этих слов было достаточно, чтобы возвести тридцатилетнего режиссера в ранг «неприкасаемых». Напутствие лучшего друга кинематографистов помнили критики и киноначальство, единогласно признавая все последующие ленты Александрова - «Весна», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» - шедеврами. [9]

В одном из самых больших павильонов студии «Мосфильм» для съемок была выстроена огромная декорация цирка - амфитеатр, арена и ложи. Это сооружение поглотило двадцать вагонов леса. Днем и ночью амфитеатр и ложи были полны «публики». Ее составляли куклы. Во время съемок статистов сажали впереди вперемежку с куклами, и у зрителей при просмотре картины создавалось впечатление огромной живой людской массы. [6]

Аттракцион «Человек - Снаряд» построил в 1933 году конструктор Семен Речицкий: пушка весила 8 тонн, длина дула - 6 метров, дальность полета «снаряда» - 14 метров. [6]

В фильме все сложные трюки за Орлову выполняли дублерши. Вера Буслаева вылетала из пушки в небо, а Александра Воронцова делала за актрису акробатические номера под куполом. [6]

Главная женская роль изначально писалась для Любови Орловой. На момент съемок ей было 34 года, она была старше на 10 лет 24-летнего Сергея Столярова. Чтобы разница в возрасте не бросалась в глаза, актрису снимали специальным способом - «через сетку». Этот прием позволял скрыть морщинки, «омолаживал» лицо. [6]

Фильм «Цирк» стал одной из советских кинолегенд. Однако он мог таким и не стать без музыки Исаака Дунаевского. Для фильма была написана «Песня о Родине - стихи «Широка страна моя родная» сочинил поэт Лебедев-Кумач, а музыку к ним написал Исаак Дунаевский. Причем композитор написал 36 вариантов музыки, и лишь последний был утвержден режиссером....

Другие файлы:

Сокровища Иркутского художественного музея
В альбоме представлены шедевры искусства разных эпох из собрания Иркутского художественного музея.Альбом содержит разделы:Древнерусское искусствоРусск...

Разработка стратегии развития ЗАО "Советское молоко"
Экспресс-диагностика хозяйственной деятельности ЗАО "Советское молоко". Оценка вероятности наступления несостоятельности (банкротства) ЗАО "Советское...

Основные политические идеологии
Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история их развития и современное состояние. Анализ идеологии либерализма. Сущность и...

Идеологии нацизма и коммунизма в ХХ веке
Истоки нацистской идеологии: превосходство арийской расы над недочеловеками. Образ арийца в нацисткой идеологии. Формирование советской идеологии на о...

Атеизм в СССР в 50-х - 80-х годах XX века
Понятие и сущность атеизма. Историография проблемы отношений государства и церкви в СССР в 1950-1980 годы. Атеистическая пропаганда в СССР. Советское...