Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Проблемы становления российского федерализма

Тип: реферат
Категория: Политология
Скачать
Купить
Характеристика состояния федеративной реформы: недостатки, достоинства, спорные положения. Анализ некоторых вопросов оптимизации федеративных отношений с учетом собственного и зарубежного опыта федеративного строительства. Пути развития федерализма.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Этапы и проблемы становления федерализма в России

2. Варианты дальнейшего развития Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Обращение к теме федерализма в постсоветской России в ее исторической ретроспективе вызвано несколькими важными обстоятельствами, вытекающими из анализа и синтеза государственного развития страны в последние годы, и тенденциями, проявившимися в стратегии и тактике власти, ведущими в конечном итоге к демонтажу федерализма в России. Эти тенденции требуют пояснений с учетом истории страны и осо­бенностей развития в постсоветский период.

Начиная с 1990-х годов, федеративные отношения в стране постоянно видоизменялись. Российский федерализм, его принципы, политико-правовые основы и методы реализации неоднократно подвергались жесткой критике сторонниками унитарного государства и централизации. Совокупность таких государственно-правовых действий в 2000-2009 гг. получила название административной (федеральной) реформы. Серьезные преобразования основ российского федерализма привели к появлению в политических и научных кругах широкого спектра взглядов: от полной и безоговорочной поддержки до их негативного и критического осмысления.

В сложившейся ситуации возникла необходимость проанализировать состояние федеративной реформы, выявить ее недостатки и достоинства, осмыслить спорные положения, рассмотреть некоторые вопросы оптимизации федеративных отношений в стране с учетом собственного и зарубежного опыта федеративного строительства.

1. Этапы и проблемы становления федерализма в России

Период государственного федеративного развития, прошедший после принятия 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, позволяет говорить о фактическом становлении «федеративного правового государства с республиканской формой правления». Опыт федеративного строительства в постсоветские годы и особенности сложившихся к середине первого десятилетия политических реальностей дают возможность, оглядываясь в историю, дать углубленный анализ состояния и проблем государственного строительства в России, выявить политические и социально-экономические условия и проблемные факторы переходности.

В двадцатилетнем временном отрезке развития федерализма в России достаточно выпукло выделяются четыре примерно одинаковых временных этапа государственного федеративного правового развития России: политико-трансформационный, конституционно-договорной, период административной реформы (путинский), стабилизационный (медведевский).

Каждый из первых трех этапов различен по периоду и включает от 5 до 8 лет активного государственного строительства в новых для России рыночных условиях. Последний, т. е. текущий, этап требует дополнительного осмысления, поскольку до сих пор не выявлены базовые тенденции развития российской государственности. Имеет место серьезный разрыв между заявленными в Конституции страны принципами и базовыми положениями государственного развития и реальной политикой, проводимой партией власти в сфере государственного строительства. Опираясь на труды многих ученых и политиков, попытаемся развернуто сформулировать базовые характеристики каждого из этапов.

1-й этап (1990-1995 гг.), определяемый как политико-трансформационный, вобрал в себя переход от советской государственности к демократическому федеративному право­вому государству с республиканской формой правления. Это период транзита от советской системы к правовым нормам и институтам Российской Федерации. Несущими правовыми конструкциями этого периода стали Федеративный договор (1992) и принятая в декабре 1993 года новая Конституция Российской Федерации. Сторонники этого подхода связывают логику и темпы политических изменений с уровнем развития политических институтов. По их мнению, степень и характер упорядочения политических явлений, движений свидетельствует о степени и характере институционализации политических процессов, их целенаправленности, регулируемости. Уровень развития политических институтов представлял собой результат институционализации политических процессов, которая измерялась адаптивностью, сложностью и автономностью по­литических организаций и процедур.

Первый этап развития федерализма - это первые попытки высшего законодательного органа страны сформировать правовую базу, которая позволила бы в полной мере реализовать на практике стратегию государственного развития в условиях перехода от центрально-плановой экономики к рынку. В этой связи особый интерес представляют документы Государственной думы РФ, которые отражают сложность и неоднозначность стоявших перед страной проблем.

В начале 1990-х годов россияне стали свидетелями и участниками сложнейших процессов политико-правовой трансформации российского государства. Россия всегда представляла сложность для историков, которые имели разные точки зрения на период образования Российской Федерации.

Образование Российской Федерации шло «сверху». Сторонники образования РФ «снизу» отрицали существование государства с названием «Российская Федерация» в период с 1990 г. по 1992 г. (год подписания Федеративного договора). Складывалась альтернативная версия истории создания федерации в России. В ходе реализации суверенитета России ее руководство вступило в острый конфликт с высшими органами власти СССР, который развертывался и стимулировался по трем направлениям: а) как процесс демократизации политической системы; б) как переход к рынку; в) как выстраивание новых федеративных отношений внутри России.

Анализ практики законопроектной деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации, проведенный по инициативе заместителя председателя Совета Федерации того периода М.А. Митюкова, показал, что органы государственной власти субъектов Федерации ощущали острую потребность в федеральных законах, конкретизирующих нормы Конституции Российской Федерации, относящиеся к проблемам совместного ведения РФ и ее субъектов. Дума, преодолев вето президента страны, приняла Федеральный закон «Об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный закон представлял собой один из стержневых элементов правовых основ строящегося российского федерализма. Он во многом был направлен на то, чтобы создать дееспособную систему власти в субъектах Федерации.

Государственная дума РФ на первом этапе федеративного развития приняла закон «О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Необходимость закона такого типа в какой-то степени оправдывала действия президента по «восстановлению конституционного порядка» на территории Чеченской Республики. Важным достижением в деятельности Государственной думы РФ первого созыва можно считать принятие двух законов по вопросам местного самоуправления - «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Они устанавливали основы правового режима использования двух важнейших ресурсов местного самоуправления - кадров и финансов. В целом первая Государственная дума Федерального Собрания РФ в области государственного строительства достигла заметных результатов.

Тем не менее, как представляется, в период 1990-1995 гг. регулирование государственного устройства и, прежде всего, федеративных отношений полноценно не было подкреплено федеральным законодательством. Только частично были решены вопросы правового обеспечения деятельности законодательных и судебных органов власти. В сфере национальной политики в центре внимания депутатского корпуса постоянно находилась ситуация на Кавказе и, прежде всего, усилия по нормализации положения в Чечне. Конфликты на Кавказе и в других горячих точках России и ближнего зарубежья побудили Государственную думу вновь заняться проблемами граждан, изгнанных войной и беззаконием из родных мест. Госдумой РФ были внесены изменения в принятые ранее федеральные законы о беженцах и вынужденных переселенцах.

Таковы наиболее противоречивые характеристики первого этапа становления российского федерализма, которому еще предстояло обрести конституционную и законодательную основу и реализоваться в политической практике.

Формирование законодательной базы и развитие конститу­ционных федеративных принципов в условиях нарастания су­веренных амбиций республик-субъектов РФ является, на наш взгляд, главной особенностью этого этапа, который был в основном реализован к 1995 г.

2-й этап (1995-2000 гг.) - конституционно-договорной, поскольку он имел в своей основе не только конституционное, но и договорное развитие федеративных отношений. Это был период углубления суверенизации республик-субъектов РФ, дальнейшей регионализации страны, возрастания проблем, вытекающих из самой природы федерализма. В этот период обострилась политическая ситуация, определяемая как федеративно-конфедеративный дуализм, т. е. усилилось противостояние между сторонниками конституционного пути дальнейшего развития и .приверженцами договорной практики, углубления процесса суверенизации, усиления конфедеративной составляющей в политическом процессе.

Второй этап в пятнадцатилетней истории Российской Федерации (1995-2010 гг.) был отмечен опр...

Другие файлы:

Сущность и перспективы развития российского федерализма
История становления федерализма до принятия Конституции Российской Федерации. Развитие федерализма в стране в постсоветский период. Особенности и важн...

Ретроспективный анализ федерализма в России
Сущность, понятие и признаки государственного устройства. Виды государственных устройств, их характеристика. Этапы становления Российской Федерации ка...

Развитие российского федерализма
Исторические этапы и принцип построения современного государственно-территориального устройства России. Появление и эволюция проблемы развития российс...

Форма территориального (государственного) устройства
Унитарное и сложное государственное устройство. Модели федерализма, понятие федерации и конфедерации. Истоки федеративной государственности России. Ко...

Правовые основы российского федерализма
Общая характеристика правовых основ российского федерализма, его влияние на территориальную структуру хозяйства. Знакомство с принципом организации фе...